Восемь дыр и городские приоритеты

Накануне участники Нижегородского экспертного клуба решили выйти из роли стратегов и футурологов, обратившись к суровому настоящему. Никто не отменяет задач подготовки к ЧМ-2018 и юбилею Нижнего Новгорода. При этом нижегородцы все больше говорят о насущной вещи – комфортной среде, которая в предвыборных наказах избирателей выходит далеко за рамки означенных празднеств. Так чьи приоритеты приоритетнее?

На старте заседания этот вопрос прозвучал провокационно, словно футбол, день города и все остальное возлежат на разных чашах весов и интересуют разные группы людей. Хотя внешне все выглядит так, что интересы госвласти, общественников, предпринимателей и производственников разобщены лишь ограниченными возможностями бюджета.

Между тем, в современных тенденциях российских городов меняется качество их развития, и в этом деле все заметнее роль общества, считают нижегородские эксперты. Жители для города или город для жителей? Если второе, а президент страны говорит как раз об этом, давно пора искать механизмы.

Федеральная программа развития комфортной городской среды – один из них. Инициатива «ЕР» с самого начала опиралась на запросы избирателей, где состояние дворов и популярных городских пространств оказалось на первом месте, напоминает руководитель проекта в Нижегородской области Владимир Солдатенков. В программе участвуют федеральный, региональные и местные бюджеты. Люди на местах сами решают, что нужно в их дворе и принимают обязанность содержать сделанное за свой счет. Так выглядит главный принцип программы – городская среда для человека и с человеком. Самым сложным в этом деле для властей оказалось «грамотно усадить за стол» самих жителей, сообщил оратор.

Восемь дыр и городские приоритеты

Владимир Солдатенков, депутат Законодательного собрания Нижегородской области:

- Первая реакция – растерянность, шум и непонимание. Если сидит молодая семья, им нужен игровой городок, если сидят автомобилисты – это парковки, третья тема накладывается у пенсионеров. В рамках споров рождается истина, которая потом дорабатывается и выносится жителям. Люди проголосовали, победили в этом конкурсе. Сейчас начинается очень важная тема общественного контроля за производством работ. То есть не просто «я вышел, выглянул из окна». Мы сегодня говорим об активном участии жителей. Опробуем тему трудового и финансового участия. Управлять городским пространством, учитывать мнения людей – это достаточно серьезная наука. Многие регионы формируют структуры, которые должны этим заниматься. Хотите – поможем, но важна элементарная инициатива на дворовых территориях.

По мнению Солдатенкова, предпринимателям следовало бы активнее включаться в формирование городских пространств. Ситуация, когда на главной улице города создается высокая рыночная стоимость, а владельцы и арендаторы не утруждают себя поддержанием чистоты и уборкой снега, выглядит странно. В предстоящем обновлении Большой Покровской эксперт предлагает посмотреть на опыт проекта «Рождественская сторона», где власть и бизнес через диалог прошли путь от принуждения к желанию. Что до роли городской власти в формировании среды, это умение слушать людей, принимать решения, создавать структуру. Сегодня достаточно компетентных организаций и талантливых людей, готовых помочь увидеть перспективу незамыленным взглядом чиновника. Судя по опыту других городов, для государства эта задача становится стратегической.

С точки зрения управленца опыт «Рождественской стороны» действительно один из лучших в городе и области, соглашается с Солдатенковым куратор проекта Александр Сериков. При этом был выбран единственный приоритет. Комфортная среда – то, что чувствует и способен оценить каждый. Если в Канавинском и Автозаводском районе затрагиваются важные локальные интересы, то на Покровке – интересы жителей всего города. Благоустройство единственной пешеходной улицы в центре изменит качество среды, но детали-то требуют обсуждения, а с этим – проблема.

Восемь дыр и городские приоритеты

Александр Сериков:

- На вчерашний день представители бизнес-сообщества сказали: «Мы с проектом пока не знакомы». Но он, к сожалению, уже начинает реализовываться, и делать замечания очень сложно. То же самое происходило по Нижневолжской набережной. Мы сели в последний вагон уходящего поезда и уже ничего не сможем сделать. У синагоги – ямочный ремонт 100 квадратных метров дороги. Смею вас уверить: то, что они сейчас сделают, будет хуже того, что они сломали. Насколько эффективно мы тратим деньги, и насколько надежно будет благоустройство? Это уже вопросы не столько общественного контроля, сколько производственного, который должен быть на очень высоком уровне.

Сериков считает полезной затею главы Нижнего Новгорода, собирающей экспертов для обсуждения стратегии развития города. Под стратегией понимается совокупность проектов по повышению качества жизни. Впрочем, и здесь нужны приоритетные проекты, каждый из которых затрагивает интересы, как минимум, 30% нижегородцев.

Восемь дыр и городские приоритеты

Если предприниматели увидят, куда идут деньги, они будут вкладываться в городскую среду, уверен политолог Андрей Дахин. Но для этого властям придется отвыкать от принципа фискальных взаимоотношений, подумать над системой городских МФЦ и займов для бизнеса. Не менее сложный сегмент – гражданское общество.

Андрей Дахин, профессор Нижегородского института управления - филиала РАНХИГС:

- По моим ощущениям, создание Общественной палаты формирует новую платформу, новый подход. Мы создаем референдную группу 300+. Будем понимать, кто в городе может засучить рукава, у кого за плечами рюкзак проектного опыта, сколько этих людей и из каких они секторов. Их представители – это Общественная палата, координирующий и взаимодействующий с ними центр, которого раньше не было. А третья задача – наиболее значимые сферы общественной активности, которые могут определиться при формировании Общественной палаты. Я считаю, что городской гражданский кластер для формирования стратегического future serch сформируется уже к 25 августа. Бизнес мы примерно понимаем, промышленные предприятия – тоже, депутатов знаем, и к сентябрю будет примерная картина ключевых референдных групп для стратегической сессии.

Восемь дыр и городские приоритетыПри этом Дахин опасается отсутствия в городе привычки «заглядывать чуть выше рабочего стола». Вместо этого есть привычка идти от бюджета, отсутствие денег в котором оправдывает бездействие. Нужно понимание реального спроса по ключевым секторам городского хозяйства. На самом деле денег оказывается больше, чем мощностей, например, по производству асфальта и стройматериалов. Во-вторых, важно понимать, кто занимается маркетингом в части изучения общественного спроса на образование, медицинские услуги, работу по жалобам, оформление собственности и так далее. Без этого власти обречены работать вслепую. Третье – это спрос на творческую самореализацию населения – креативные группы и гражданские инициативы.

Елизавета Солонченко создание Общественной палаты называет экспериментом. По ее словам, орган, куда люди попадут путем самовыдвижения, формируется впервые в России. Глава города согласна, что власти не знают свой город. И сейчас важно признать это незнание. А ОП создается с целью привлечь людей, знающих Нижний Новгород подробно.

Восемь дыр и городские приоритеты

Елизавета Солонченко, глава Нижнего Новгорода:

- Мы не могли прописать процедуру голосования, а это единственное, что возможно для объективной точки зрения. Но для решения конкурсной комиссии будет организовано как интернет-голосование, так и открытое голосование. И это пройдет 25 августа в день проведения «Форума гражданских инициатив». Все пришедшие смогут познакомиться с подавшими заявки и сделать выбор. Как вы сами понимаете, конкурсная комиссия далеко уходить от результатов не будет. Это то самое народное голосование. Мы по максимуму делаем то, что хотят жители, и нам нужны инструменты, с помощью которых мы могли бы их мнения выявить. Поэтому нужен механизм по аналогии с Москвой – «Активный гражданин».

Горожан как монолитной общности не существует, и для начала полезно было бы структурировать все возможные группы, с которыми предстоит взаимодействовать, подмечает социолог Александр Прудник. Без этого группы зачастую не способны даже выразить свои интересы. Необходимо, чтобы представители гражданского общества научились работать с обществом, а не только с властью и самими собой.

Восемь дыр и городские приоритеты

Александр Прудник, старший научный сотрудник Приволжского филиала Института социологии РАН:

- Пример – Стрелка. Общественность выступает против сноса портовых кранов, приносит и показывает, как в городах Европы это обыграно и стало частью культурного наследия. Говорят, что необходим опрос. Там есть вариант ответа – сделать на Стрелке музей индустриальной истории. И этот вариант получил наименьшее число голосов. Мы задали открытый вопрос: «А почему?» Все отвечают: «Мы и так живем в индустриальном пейзаже. Один термин, который неправильно был использован для работы с общественностью, обрушил результат. Я когда смотрел результаты, плакал. На месте тех, кто планировал там все переделать, взял бы все и снес под ноль, потому что так народ хочет. Хорошо, что это не было сделано.

Мнение общественников-активистов не равно мнению общественности, и в этом главный подводный камень для Общественной палаты. А это уже мнение члена ОНФ Леонида Сухотерина, назвавшегося, впрочем, лишь представителем своей собственной семьи. Да и вообще, с точки зрения всех жителей, разговор о приоритетах означает, что их проблемы не будут решены, Беда не в том, что из 365 дефектных дорог региона сделают 20, а в том, что остальные не сделают, пояснил оратор. Такова реальность, и она лишает людей надежды.

Во-вторых, в Нижнем Новгороде перестали следить за тенденциями, и в купе с близостью к столице это сделало город сначала глухой провинцией, а потом и пригородом Москвы, отмечает Сухотерин. Город – среда для бизнеса, бизнес платит налоги, а все остальное – производные. Не будет бизнеса – никакие парки и скверы построить не получится. Следовательно, приоритетом могут быть только условия для развития предпринимательства.

Наконец, любое, даже самое приоритетное дело, разбирается о традиционное качество исполнения, чему Сухотерин находит яркий пример рядом с собственной работой.

Восемь дыр и городские приоритеты

Леонид Сухотерин, представитель Общероссийского народного фронта:

- Я работаю на улице Кожевенной, дом 5-9. Возле дома лежала брусчатка, стояли фонари, была ливневка. Брусчатку снимают, закрывают асфальтом. После этого делают технологическую дырку. Фонарь оказывается на пути движения. Его срезают, потом переставляют, делая дырку в асфальте и проводя электрокабель. Делают одностороннее движение, не под ноль срезают знак, о который чуть ли не расшибаются люди. Наконец, срезают осколок. В результате этой истории на одном новом куске тротуара, сделанном месяц назад, уже 8 дырок. Это к вопросу о планировании.

Фото ms-hall.ru