Валерий Лунёв: «Никакой транспортной мафии нет»

Так уж получилось, что нижегородским транспортом у нас рулят в основном офицеры в отставке — бывшие руководители дептранса Олег Семечкин и Анатолий Гусев и нынешний Александр Голофастов — яркие тому примеры. Наверное, это даже где-то оправдано: автобусы, трамваи и маршрутки «живут» чуть ли не по законам военного времени, а пассажиры меж тем находятся в осадном положении.

Новый заместитель директора департамента транспорта и связи Валерий Лунёв тоже имеет военное образование, но вместе с тем он опытный экономист. Возможно, в дептрансе эта компетенция сейчас важнее, чем профильное образование. Как-никак, но суммарный долг муниципальных перевозчиков уже перевалил за миллиард рублей. Какие задачи стоят перед «новобранцем», что он думает о маршрутных такси и когда повышение стоимости проезда будет оправданным? Об этом — в интервью с новым заместителем руководителя дептранса Валерием Луневым.

– Валерий Владимирович, будете ставить экономику на нижегородские рельсы?

– Не секрет, что задачи, стоящие и перед департаментом транспорта, и перед администрацией города, являются очень масштабными. В первую очередь, это повышение привлекательности общественного транспорта, которая напрямую связана с улучшением качества пассажирских перевозок. В период подготовки к Чемпионату мира ещё более актуальной становится задача по закупке транспортных средств, а также проведению ремонтных работ подвижного состава. Я всё это подвожу к тому, что департамент должен сейчас сосредоточиться на организации и проведении конкурсных процедур. И как муниципальный служащий, который хорошо знаком со сферой закупок, я готов выполнять поставленные задачи в этом направлении.

– Тогда вопрос как экономисту: общественный транспорт может быть самоокупаемым? Большинство экспертов говорит, что ОТ по определению убыточен, так как выполняет социальный заказ. Как думаете, в Нижнем Новгороде возможно выйти из глубокого минуса хотя бы в ноль?

– Я пока ещё только знакомлюсь с положением дел, и мне сложно делать сейчас какие-либо выводы. Могу сказать про метро. Понятно, что это не московская подземка, и в том виде, в котором оно у нас есть, пока не может окупить свои затраты. Потому что все подземные коммуникации — это всегда очень дорого. С наземным транспортом проще, так как дорожная инфраструктура находится не на балансе пассажирских предприятий. Думаю, что с автобусным парком самоокупаемость возможна.

– И тут возникает тема стоимости проезда. Сколько нужно заплатить за билетик, чтобы и перевозчик был не в накладе, и пассажир доехал до места назначения быстро и комфортно? На ваш взгляд, каков он, социально справедливый тариф?

– Пока я могу высказать только свою личную точку зрения, как неофициальное лицо. Я готов платить больше за проезд, но! Если транспортная услуга будет предоставляться качественно, если из пункта «А» в пункт «Б» я смогу доехать комфортно. Транспортные компании должны быть клиентоориентированными, повернуться лицом к пассажиру. И если это произойдет, то пассажир, как мне кажется, отреагирует рублем.

– А пока, я так понимаю, этой клиентоориентированности нет… И всё-таки, сколько стоит проезд на хорошем транспорте?

– Я пока не готов назвать эту сумму. Это предмет долгих экономических расчетов, давайте к этому вопросу вернемся спустя некоторое время.

– Хорошо. Кстати, вы сами пользуетесь общественным транспортом? Просто очень часто бывает так: разговариваешь с чиновником, он рассуждает про автобусы и трамваи, а сам их видит только из окна служебного авто…

– Нет, я как раз регулярно пользуюсь общественным транспортом. Хотя не скрою, у меня есть автомобиль. Вот, кстати, сегодня приехал на работу на машине, так как предстоит много служебных поездок по городу. А вчера ездил на метро — очень быстро и удобно. И уж если заговорили об этом, то сегодня на личном транспорте я ехал дольше, чем вчера на подземке.

– Трамвай и троллейбус в последнее время испытывают настоящие гонения и лишения, наверное, поэтому некоторые депутаты предлагают от них избавиться. Вы друг или противник электротранспорта?

– Лично я считаю, что этот транспорт нужен городу. Во-первых, он востребован, во-вторых, является экологически чистым, ну а в-третьих, если говорить о трамвае, он может по выделенной полосе форсировать пробки. Аргументы говорят сами за себя.

– А как вам наши маршрутки? Вот блогер Илья Варламов, который приезжал в Нижний Новгород неделю назад, считает, что это зло.

– Я бы такие однозначные выводы не делал. Здесь дело не в маршрутных такси, а в организации их работы. А если уж глубоко копать — то в людях всё дело. Возьмем специфику муниципального транспорта. Прежде всего там внимание уделяется безопасности пассажира. Маршрутные такси, как правило, этим пренебрегают. И эту тенденцию, безусловно, надо менять.

– Валерий Владимирович, а транспортная мафия в Нижнем Новгороде существует? Как вы думаете, это реальный синдикат или придуманный враг, на который удобно сваливать весь бардак с частными перевозками?

– Мне кажется, если бы она была, то мы бы давно уже платили за проезд, вот так уж утрированно, рублей по 50. Посмотрите на жесткую конкуренцию между частными перевозчиками, разве такое было бы возможно при наличии мафии? Думаю, никакой транспортной мафии нет.

– Есть ли у вас внутренний ориентир на какой город надо равняться в плане работы общественного транспорта? С кого брать пример?

– Как-то я был в командировке в Южной Корее. Транспорт там, конечно, на высоком уровне.
Что понравилось, во главу угла корейцы ставят безопасность пассажира. В метро, к примеру, нет выхода с перрона на рельсы — всё закрыто. Наземный общественный транспорт тоже понравился. Однажды мы возвращались из соседнего города в Сеул, легковой транспорт стоял в большой пробке. А мы по выделенке для пассажирских автобусов проехали очень быстро. И никто из автолюбителей на полосу для ОТ не выезжал. Всё культурно!

А ещё запомнился Будапешт. Транспорт там очень разнообразный и очень удобный. Четко выполняется график, везде есть информационные табло. В общем, понравилось!

– Валерий Владимирович, тогда желаю успехов на новом поприще и… внедрения перечисленных пассажирских радостей!

Справка:
Валерий Владимирович Лунёв родился в 1974 году.

Закончил Высшее военное училище тыла, Волго-Вятскую академию государственной службы.
С 2005 по 2011 год работал в администрации Нижнего Новгорода. В разное время занимал должности начальника управления муниципального заказа, заместителя директора департамента экономики. С 2011 по 2017 год являлся заместителем главы Ленинского района.

14 марта 2017 года назначен на должность заместителя директора департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода.

Женат, воспитывает двоих детей.

  1. Ну а что другого может он сказать.Да ждите сейчас он в открытую признает сущетвование транспортной мафии. По его словам видно что он сам то не уверен в её отсутствии.Да его аргумент- что проезд не 50руб- это детский лепет.А где в России есть проезд в маршрутке за 50р? А в этой мафии далеко не идиоты, по сравнению с этим военным-экономистом.Эти ребята работают с оборота , а не с наценки, по этому маршрутки так и гоняют. Идёт лобирование определённых частных перевозчиков, ну естейственно не всех.А те кто не попадает под это лобирование , вынуждены крутиться что бы выживать, поэтому и устраивают гонки.То есть у этой так называемой мафии устроено всё более тонко, а не как это военный из администрации представляет своими солдафонскими мозгами.Да чувствеутся этот военный будет разбираться годами пока окончательно не обанкротится НАПТ и прочее.Чувствуется что ему не хватает профессиональных знаний, так как он не уверен в том что муниципальный транспорт может быть прибыльным.Муниципальный транспорт может и должен быть прибыльным.Существуют специальные программы развития муниципального пассажирского транспорта, разработанные институтами транспорта, позволяющие сделать его прибыльным.Если серьёзно заниматься этой проблемой то можно сделать муницип.пассажир.трасп. самоокупаемым.

  2. муниципальный транспорт не может и не должен быть прибыльным, он должен быть удобным и безопасным

    • Ну естейственно удобным и безопасным.Но при этом дотации льготным категориям граждан должны приходить из федерального или областного бюджета.А платить за проезд должны все по одной цене.Ну а если ещё и использовать научную программу развития данного вида транспорта, то в любом городе муницип. обществ.трансп. выйдет по крайней мере на самоокупаемость.Есть примеры по отдельным городам России, где системно занимаются этой проблемой.

        • Ну какая же это фикция? Это не фикция.Необходимо понимать механизм превращения убыточного муниц.предприятия в самоокупаемое и далее в прибыльное.Если все льготники будут получать дотации из федерального или областного бюджета, то бюджеты этих уровней берут на себя эту нагрузку.Льготники начинают платить наравне со всеми допустим по 20р.То есть Муниципальные транспорт. предприятия начинают получать выручку от пассажиров в полном объемё, у предприятий исчезают выпадающие доходы от льготников .Здесь одновременно в действие должны подключаться комплексные программы развития муницип.пассажир.транспорта, которые будут увеличивать количество пассажиров муницип.транспорта.Растёт количество пассажиров, растут объёмы перевозок ,растёт объём налогов в бюджеты, компенсируются те субсидии которые выделялись льготникам.И так маховик раскручивается.Мы выходим на прибыльНо повторяю нужно внедрять специаальную комплексную программу развития муниц.пассаж.транспорта.Больше креатива и всё будет нормально.

          • Т.е. Нельготники должны платить по экономически обоснованному тарифу? Ну тогда от не будет дешевым

          • Все пассажиры должны платить по одному тарифу.То есть если сейчас 20р.То все без исключения должны платить 20р.То есть если сейчас льготники начнут платить тоже 20р (получая при этом дотации из бюджета) то убытки муницип.пассажирских транспортных предприятий уже снизятся, т.к прибавится поток денег от льготников, которые раньше не платили.

  3. Прочитал про нового зам директора, его каръерный рост и немного удивился. Человек очень осторожный в высказываниях. А вообще интересное назначение: один закончил военно-политическое училище, другой военное училище тыла, третий (начальник) Рязанское высшее командное автомобильное училище и вот теперь новый назначенец и то же тыловик. Немного ли “спецов” за последние годы оказалось в департаменте транспорта? А результат пока “НОЛЬ”. Что касается ТРАНСПОРТНОЙ МАФИИ-ОНА есть и пока существует. Кто сегодня у руля этой мафии, -Ковалев Сергей, а кто его покровители? .Влиятельные люди города. Что касается окупаемости социального транспорта- это ещё никому не удалось в мировой практике, может быть новый зам. директора сможет сделать НПАТ и НЭТ прибыльным, тогда флаг ему в руки и памятник при жизни. Поживём увидим.

    • Ничего интересного, Валеру все знают как облупленного, обыкновенный приспособленец