Третий стакан на дорожку

Долгожданный запуск третьей очереди Южного обхода, обещанный 14 сентября, определенно радует и, вместе с тем, провоцирует вопрос: а что дальше? Владимир Путин поручает правительству России запланировать расходы на создание Нижегородского низконапорного гидроузла при формировании бюджета на 2017-2020 годы. Но, будет ли объект включать мостовой переход через Волгу – о том федеральные и региональные чиновники официально помалкивают.

Так где Северный обход? Озвученные ранее Валерием Шанцевым перспективы сегодня вновь заволокло туманом. Похоже, проект совмещения низконапорной плотины и автомобильного моста в районе Большого Козино всерьез больше не рассматривается. Как сообщают в кулуарах источники из облправительства, если мостовой переход и будет, то отдельно от плотины и вне ожидавшейся схемы финансирования. То есть за свои. Причем место строительства теперь неизвестно.
obhodyi2

Причина оказалась банальной: единый комплекс “мост + плотина” технически сложен и дорог. Сама по себе плотина не является высоким сооружением, а вот автомобильный мост должен обладать возможностью пропуска судов. Это значит, что нужен высокий мост, да и подходы к нему потребуют возведения значительных насыпей.

По сути, плотина и автопереход – это две разных конструкции. Для их объединения нужно сооружение уровня дамбы на Горьковском море, а это проект другого уровня сложности и дороговизны, говорят собеседники. На наш вопрос, возможен ли вариант разводного моста, нам многозначительно замечают: Нижний – не Питер.

А жаль. После вывода большегрузов за пределы Нижнего Новгорода, областной центр сможет облегченно вздохнуть. Мы получим возможность заняться ремонтом городских дорог, и уже в будущем году под это дело будут выделены солидные средства – порядка 3 миллиардов рублей, говорит губернатор. Безусловная логика здесь есть: фуры перестанут насиловать Московское шоссе, улицы Новикова-Прибоя и Ларина – значит, капитальный ремонт полотна там прослужит гораздо дольше ямочного.

При этом власти почему-то недооценивают транспорт, идущий через Нижний в направлении Кирова. А ведь это все то же Московское шоссе, Сормово и Мещерка. Чем не транзит, прорезающий колеи на улицах Нижнего? Или при езде на север по хитрым законам природы давление осей на асфальтовое покрытие может резко снижаться? Словом, говоря о свободном дыхании и асфальтовом рае, власти явно поторопились.

Фото Лии Беловой

Борский мост и его дублер. Фото Лии Третьяк

Идея завернуть большегрузы с М7 налево и направить их через Волгу-матушку поверх плотины правительством области была впервые представлена еще в 2008 году. На выставке «Транспорт России» в Сочи заявлялось даже о неких договоренностях с федералами. В результате переговоров тогдашний премьер Владимир Путин принял решение о строительстве объекта двойного назначения, подписав Постановление № 377.

Проект строительства северного обхода Нижнего Новгорода и низконапорной плотины был включен в федеральную программу развития транспорта до 2015 года, а к 2010-му нижегородские власти обещали разделаться с проектированием объекта. Далее всем помешали мелодрама «Мировой финансовый кризис» и мыльная опера «Отметка 68».

И вот, когда кремлевские башни помахали ручкой менеджерам «Русгидро», идею убить двух зайцев в Нижегородской области вспомнили вновь.

«В первом квартале 2016 года мы планируем завершить проектирование низконапорной плотины, как части Северного обхода, на подготовку проекта выделено 500 млн рублей», — говорил тогда губернатор Валерий Шанцев.

Заметим, со дня одобрения концепции на тот момент утекло семь лет, а с момента ее выработки – гораздо больше.

В 2015-м в оценке объекта между федеральным и региональным правительством пробежала финансовая кошка. Глава минэкономразвития говорил о сумме в 41 миллиард рублей, Валерий Шанцев – о 50 миллиардах. Разница в 9 миллиардов – это и есть стоимоссть моста, строить который за свой счет Москва не собирается. В январе 2016-го губернатор планировал встретиться с главой Минтранса РФ Максимом Соколовым, дабы убедить того, что плотина и переправа должны подружиться. И тишина.

Между прочим, еще в начале этого года глава региона подчеркивал, что речи о полноценном мостовом переходе нет. Транспорт можно пустить по телу плотины, потратившись на арочные пролеты и подходы, пояснял Шанцев. Как выясняется сегодня, дело не только в деньгах. Сама идея, вынашиваемая со середины нулевых, оказалась то ли несостоятельной, то ли непроработанной.

Как ни странно, переход через Волгу в районе Подновья куда более реален, чем Северный обход, сообщают источники «НС». В белом доме нижегородского кремля вновь заговорили об этом проекте, причем тоннельный вариант считается более предпочтительным. Означает ли это, что объездная вокруг Нижнего Новгорода в северном направлении может быть организована путем соединения предместий Кстово с Подновьем? А почему бы и нет. При желании чиновники найдут обоснование и этому. Не беда, что крюк с запада на север окажется втрое длиннее. Зато направления на Москву, Киров, Казань, Чебоксары и Саранск сойдутся в одном месте, да еще за меньшие деньги.

южный обход фото Ярослав Гунин (1)

Фото Ярослава Гунина

Знаменитый стакан Шанцева, из которого на третьей очереди Южного обхода не выплеснулось ни капли, убеждает, что объект готов и сделан на совесть. Вторым стаканом совсем скоро обмоют новый Борский мост. Что будет с обходом северным – тут без третьего стакана не разберешься. Интересно, отметим или помянем?

  1. Почему-то чиновники не говорят об экологическом ущербе от низко напорной плотины. С повышением уровня Волги от Городца до Козино будет затоплена волжская пойма, а это заливные луга, места обитания птиц и зверей. Также повысится уровень грунтовых вод, а это и сейчас проблема для жителей деревень и поселков расположенных по берегу Волги. Если мостового перехода здесь не будет, то может быть выделенных денег хватит чтобы реконструировать шлюзы ГЭС и углубить фарватер Волги до Нижнего. Да и речной песок нынче в цене.