Тормозной путь

Анна Каренина, живи она сейчас в Нижнем Новгороде, от всеобщего пассажирского отчаяния обязательно бросилась бы под трамвай. Если бы, конечно, его дождалась. Всё-таки выпуск электротранспорта, по неофициальным подсчетам, сократился на 23%. Можно было бы ей выбрать и другую «художественную» смерть — под колесами 20-тонного автобуса-гармошки. Но и тут незадача — четверть из них уже сломалась, будучи ещё в лизинге. Метро — тоже не вариант, интервал движения там иногда достигает чуть ли не получаса. Единственная надежда на погибель Карениной как пассажира – маршрутки, которые УФАС отказалось отменять. И это в транспортной повестке Нижнего Новгорода — единственная условно-положительная новость.

15571182_1199069460181379_1976090374_nТридцать один маршрут в Нижнем Новгороде отменяют уже полгода. Чиновники называют это реформой транспортной сети города, частники – переделом бизнеса, а пассажиры – форменным безобразием. Новый глава дептранса Александр Голофастов признался, что вместо 31 отмененного планировалось пустить 27 похожих маршрутов, чем косвенно подтвердил порочащие слухи.

О качестве работы предпринимателей никто и не вспоминал. Ведь если и резать «дорожную карту», то в первую очередь исходя из репутации перевозчика: каково техническое состояние автобусов, соблюдают ли они график, курит ли водитель во время рейса и как громко в салоне поёт «Лесоповал»? Но вопрос «как?» для мэрии не актуален, важно другое — кто будет рулить на «зачищенных» от конкурентов улицах? В антимонопольном ведомстве увидели в этой затее лукавство и нажали на “стоп”.

15494116_1199069483514710_1644879819_nСергей Смирнов, заместитель руководителя УФАС по Нижегородской области:

– Постановление в том виде, в котором оно сейчас существует, незаконно. Следствием принятого решения будет возбуждение административного дела в отношении должностных лиц администрации Нижнего Новгорода с возможным применением штрафных санкций. У администрации есть право обжаловать наше решение в судебном порядке.

Пока городская администрация выясняет отношения с антимонопольщиками, частники упражняются в плевках в стиле «попади в команду Белова с трёх раз». Особенно в этом преуспел Сергей Ковалев, которого мэрия собственноручно и неосмотрительно «короновала» в председатели Ассоциации частных перевозчиков Нижнего Новгорода. Не получив кресло директора дептранса, а также испугавшись передела маршрутов, он предложил отдать городской транспорт в ведение… нового зама главы горадминистрации Наталии Казачковой, которая о “пазиках” знает лишь из рассказов домработницы.

15451457_1199069476848044_1854448883_nСергей Ковалев, председатель Ассоциации частных перевозчиков Нижнего Новгорода: 

– Если говорить о новом директоре департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Александре Голофастове, можно сказать одно – он не соответствует своей занимаемой должности: ни по образованию, ни по компетенции. Мы, безусловно, встречаемся и с членами думской комиссии по транспорту, но в итоге нас никто не слушает. Ещё немного – и встречаться перестанем, перейдя к определенным действиям. […] Надеемся, что Казачкова нас услышит, примет грамотное решение и сделает правильные изменения, которые будут направлены на улучшение ситуации в пассажирском транспорте.

Между тем муниципальные перевозчики еще одного такого управленца, пусть даже очень симпатичного, могут и не выдержать. В «Нижегородпассажиравтотрансе» массово выходят из строя даже новые автобусы-гармошки. Из 30 единиц каждый четвертый стоит на ремонте! И это при том, что за ЛиАЗы муниципалитет еще не расплатился: лизинговая программа рассчитана до 2022 года.

15577382_1199069470181378_284902764_n

Почему «гармони» стоимостью почти в 12 миллионов рублей каждая загнивают сразу после покупки, не знают ни Цыганков, ни Гойхман, ни Голофастов. В результате на магистральные маршруты выходят «одинарные» автобусы, которые приходится по привычке брать штурмом.

В электротранспорте ситуация не лучше. После сокращения 27-го трамвая, выяснилось, что доходы МП «Нижегородэлектротранс» с этого направления упали в 4 раза! Минус показал и трамвай №2, у которого выручка уменьшилась примерно на 15%, так как новый путь следования 27-го больше чем на половину повторяет маршрут «двойки». Негативная тенденция и у трамвая №21. Сократив на 5 единиц, власти заставили его конкурировать с тем же 27-м, и теперь на подъездах к Чёрному пруду выстраивается очередь из полупустых вагонов.

15555974_1199069473514711_1486847444_n

Оправдания, что всему виной плохое состояние полотна на улице Октябрьской революции, по которому маршрут 27 проехать не может, выглядят смешно. Ведь трамваи №№№1 и 3 там ездили и до сих пор ездят. Непонятно и то, почему городская администрация не хочет ремонтировать этот участок дороги, раз он является стратегическим в плане трамвайного сообщения.

Водитель трамвайного парка №1, пожелавший остаться неизвестным:

– Идёт спланированный развал трамвайного хозяйства. Загибайте пальцы. Подвижной состав на 80% изношен, пути разбиты до того, что маршруты начали укорачивать! Идём дальше. Трамваи дублируются 3-4 частниками, усугубился дефицит вагоновожатых. Вот я, например. У меня 1 категория, но я получают теперь на 9 тысяч меньше, чем год назад. Молодые кадры тысяч 13 вообще получают, чуть поработают и уходят — не проживешь на такие деньги. Возьмите 27 маршрут. Это был единственный горный маршрут в нашем парке, его оплачивали по повышенной ставке. Вот его и убрали, и мы снова потеряли в зарплатах. Я вот смотрю на всё это в целом и не вижу перспектив. Нас просто выживают.

Председатель думской комиссии по транспорту Алексей Гойхман с такими оценками, конечно же, несогласен. Пока все громко возмущаются, он тихо себе считает деньги. В 2017 году депутат хочет приумножить доходы городской казны, заставив пассажиров платить за плохо работающий транспорт по новой схеме. Чтобы не продешевить, предлагается сразу 19 тарифов. Почти РЖД, только без верхних полок у туалета.

Алексей Гойхман, председатель комиссии по транспорту и связи Думы Нижнего Новгорода: 

– Нельзя просто взять и повысить тариф. Есть определенная категория граждан, которым крайне тяжело, и есть предложение о том, чтобы для них не повышать тариф. Есть другая категория нижегородцев, которая с повышением тарифа справится. Например,  на канатной дороге стоимость проезда 90 рублей, но она все равно пользуется популярностью, хотя можно проехать на автобусе за 30 рублей. Вот по этому принципу хочется сделать тарифное меню, в которое войдут до 19 пунктов. То есть, если у определенной категории горожан есть возможность платить 25-26 рублей за поездку, для них будет такой тариф. По такому принципу уже работают Москва и Казань.

15497845_1199069463514712_1024381347_n

Правда, в приведенных городах есть либо развитая сеть метро, либо скоростные трамваи. И всё это вместе с комфортабельными автобусами работает по чёткому графику. Но для Гойхмана это уже детали. Как говорится, утром деньги, вечером — старое сиденье от троллейбуса. Главное, чтобы троллейбусы к этому времени не развалились.

  1. Марк! Вы написали прекрасную статью, Вы затронули такие аспекты из жизни нашего “МНОГОСТРАДАЛЬНОГО” общественного транспорта, которые ещё ни один журналист не попытался написать. Сергей Ковалёв до такой степени обнаглел, что заявляет о том, что директор департамента транспорта не соответствует занимаемой должности. Могу Вас заверить, что Александр Васильевич, прекрасно знает, что такое перевозки. Тем более, что Он в отличии от человека с уголовным прошлым, имеет Высшее Автомобильное образование. Я думаю, что Александр Васильевич, как бывший военный справится с задачами стоящими перед его департаментом. Разгонит к чертовой матери безграмотных сотрудников, которые на сегодняшний день не отвечают требованиям транспортного законодательства, которые сидят в департаменте и ни за ХРЕНА ни за что НЕ ОТВЕЧАЮТ, а только получают зарплату. Что касается электротранспорта. посмотрите кто им руководит, ПРОФЕССИОНАЛ ДРАНИШНИКОВ, который в своё время развалил АВТОЛАЙН и сейчас упрямо подводит МП “Нижегородэлектротранс” под БАНКРОТСТВО, с далеко идущими целями Такая же участь ждёт и МП “НПАТ”

  2. Статья не даёт ответа на главный вопрос — а ПОЧЕМУ количество трамваев сократили, а почему муниципальные автобусы работают себе в убыток?
    А ведь ответ давно известен. Наверно, стоит дать ссылку на один хороший текст: http://mymaster.livejournal.com/338814.html
    Лучше прочитайте его целиком. Но кому лень — может прочитать всего один абзац. Всего один — но объясняющий сразу всё.
    Читать медленно, вдумчиво, проговаривая каждое слово!

    —————
    «…как только маршрут троллейбуса начинает приносить деньги ТТУ, тут же появляется дублер-маршрутка, и требование ТТУ сократить выпуск. Дептранс обычно отлично знает, какие маршруты везут деньги… и парадоксальным образом там тут же появляется коммерция. Причем коммерция выпуск на маршрут увеличивает, а муниципальному транспорту его приказывают сократить. Пассажиры на остановке видят, что автобус ждать долго, а маршрутки ходят часто – и начинают поддерживать решение убрать автобус (!). Люди сами же рушат транспортную систему, не понимая “откуда растут ноги”.
    —————

    То есть, сначала в угоду маршруткам уничтожают нормальный общественный транспорт — а потом на развалинах пытаются выставить маршрутки как «спасителей»! Нормально так?
    Но я не удивлюсь, если Марк Полонский текста сам верит в то, что пишет. Увы, но информированность народа о сути процесса — нулевая.

    • Прочитал глупость и чуть не прослезился. Я не знаю, чтобы департамент транспорта мог себе позволить, просто так, взять и поставить на маршрут трамвая или троллейбуса частный маршрут. Глупость и ещё раз глупость.