Суд в пользу неподсудных?

История с взысканием с кулебакского «Русполимета» аж 855 миллионов прогремела три недели назад, и с тех пор о ней успели подзабыть. А между тем, решения арбитражных судов в пользу мутноватой конторы «Авиатехнология» остаются в силе, и по нашим данным, это уже обернулось для «Русполимета» определенными проблемами.

В частности, у предприятия заблокированы некоторые счета, хотя металлурги просили суд отложить исполнение решения, поскольку рассчитывают на его отмену. Удивительно, но в некоторых случаях российская судебная система оказывается на редкость принципиальной, даже если это грозит вогнать в кризис стабильно работающий завод.

Напомним, решения суда подвело черту под 12-летней историей противостояния новых и старых акционеров кулебакского металлургического производства. Прежние владельцы считают, что акции Кулебакского металлургического и Кулебакского кольцепрокатного заводов были выброшены на рынок с нарушениями. В 2004 году оба предприятия были на грани банкротства, но после перехода под контроль холдинга Виктора Клочая вошли в состав ОАО «Русполимет» и начали активно развиваться. Вот тут-то и начались претензии старых хозяев.

Биографии основателей «Авиатехнологии» примечательны сами по себе. Если допустить, что решения судов в их пользу – это начало тенденции, то многим законопослушным предпринимателям в России пора подумывать о сворачивании бизнеса – «лихие 90-е» возвращаются!

Братья-основатели

Братья Сергей и Геннадий Мулины как раз и поднялись в 90-х годах, когда нужно было проявлять особые «бизнес-таланты по-русски». В начале 90-х оба Мулиных вместе с коллегами-сотрудниками Всероссийского НИИ авиационных материалов (ВИАМ) зарегистрировали по одному адресу несколько предприятий с идентичными названиями «Авиатехнология» – менялись лишь приставки форм собственности. При этом сами братья-основатели, имея широкий круг нужных знакомств, старались «не светиться»: их портреты или, тем более, частная жизнь в интернете не отражены совсем! Главной руководящей силой был старший брат Сергей.

Мулин Сергей Геннадьевич

Родился в 19 марта 1957 года.

Основатель ЗАО и НПО «Авиатехнология», один из основателей и спонсоров объединения предпринимателей «Деловая Россия» (2001 год).

Прописан в Москве.

Вот как сегодня выглядит сайт НПО «Аваиатехнология»: несколько стандартных лозунгов в стиле «мы самые лучшие и профессиональные», но по-настоящему полезной информации немного. Стойкое ощущение «сайта ради сайта».

Но вернемся в 90-е. «Авиатехнология» сразу нацелилась на покупку акций металлургических и оборонных предприятий, в том числе и Кулебакского металлургического (КМЗ) и Кулебакского кольцепрокатного (ККПЗ) заводов. Но еще раньше в сфере внимания Сергея Мулина оказался уникальный Ступинский металлургический комбинат. Это подмосковное предприятие в то время было монополистом в производстве жаропрочных сплавов для авиадвигателей, а к 1997 году оказалось в сложном экономическом положении. Мулины вовремя подсуетились – и вписали еще одну страницу в историю нового русского бизнеса.

Ступинский след

Банкротство Ступинского комбината могло с конечном счете нанести ущерб и стратегическим интересам страны, поэтому государство любыми способами стремилось пристроить металлургическое производство «в хорошие руки». Но продать госпакет акций не получилось даже с двух попыток, поэтому в конечном итоге пришлось вводить внешнее управление. Управляющим был назначен решительный и предприимчивый Сергей Мулин – к тому времени у него сложились хорошие отношения как с руководством комбината, так и с районными властями Ступина и самим губернатором Подмосковья, колоритным Анатолием Тяжловым.

Путь НПО «Авиатехнология» в Ступино был открыт! Несмотря на сомнительный вклад в укрепление градообразующего предприятия, у конторы братьев Мулиных до сих пор есть ступинский производственный филиал.

Здесь «Авиатехнология» собирает свои топливозаправщики. Фото ступиноадм.рф

Фото ступиноадм.рф

На руинах Ступинского комбината была создана дочерняя «Ступинская металлургическая компания», куда в процессе банкротства были выведены все основные активы. Предполагалось, что очищенная от старых долгов компания начнет работать стабильно и заинтересует инвесторов.

У этого плана был шанс сработать, если вспомнить, что государство выделило Ступинскому комбинату товарный кредит – металл (никель и феррохром) из Росрезерва на общую сумму 50 миллионов долларов.

Но государственная проверка показала, что этот металл так и не превратился в готовую продукцию – напротив, таинственным образом растворился. О странном кредите забили тревогу депутаты Государственной думы и заинтересовались в ФСБ. Выяснилось: ни никель, ни феррохром на Ступинский комбинат не поступали. Его получила «Авиатехнология» Сергея Мулина. По таможенным документам, 4 тыс. тонн никеля она затем отправила в Роттердам на склады кипрской фирмы. Когда же сотрудники Интерпола связались с главой фирмы, тот заявил, что впервые об этом слышит.

Вместо простой и понятной схемы получения и возврата кредита была запущена многоходовая схема, с привлечением множества посредников, предполагающая погашение задолженности с помощью так называемой «встречной поставки товаров». Обычно так поступают, когда хотят запутать следы, ввести в заблуждении правоохранительные органы.

Главные вопросы следователей были адресованы, разумеется, Сергею Мулину, и он на всякий случай пустился в бега.

«Основанием уголовного преследования послужило обвинение Сергея Мулина в хищении товарного кредита, выданного Российским агентством по государственным резервам Ступинскому металлургическому комбинату. По версии следствия, Сергей Мулин, использовал служебное положение для разрыва прямых хозяйственных связей между гос. предприятиями, создав посредническую структуру, обманным путем получил доступ к средствам гос.резерва, которые впоследствии вывел за границу, где и сам в настоящее время скрывается», – писал сайт «Компромат.ру» в 2006 году.

Рассказывают, что временным пристанищем старшего Мулина был Люксембург… хотя человек с миллионами мог позволить себе и еще более дорогую страну. По вполне логичному совпадению, именно после исчезновения государственной партии металла Сергей Мулин стал владельцем более 21 % акций ОАО «СМК», почти 20 % акций Кулебакского металлургического завода и 45 % акций Кулебакского кольцепрокатного завода.

Кулебакский клинч

«Европейский вояж» Сергея Мулина привел к тому, что делами «Авиатехнологии» начал заниматься младший брат, Геннадий. Но бизнес, основанный на личных связях в высших сферах, всё же залихорадило. Именно в этот момент заводы в Кулебаках также оказались на грани банкротства, началась кадровая неразбериха – и в итоге акции предприятий всплыли на свободном рынке. Призыв к Виктору Клочаю сохранить КМЗ и ККПЗ прозвучали лично от губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева. Как отмечает сегодня сам Клочай, для него приобретение акций было первым подобным опытом, поэтому эта работа была доверена столичным юристам.

В 2004 году на основе КМЗ и ККПЗ было создано акционерное общество «Русполимет». Уже в первые годы нового периода истории кулебакского металлургического производства наметился рост: по выражению Виктора Клочая, предприятие «встало с одного колена». И сразу же напомнили о себе прежние владельцы из «Авиатехнологии», начав судебную войну с «Русполиметом».

Вообще, есть в этом что-то «типично мулинское»: заявлять в исках об упущенной выгоде от продажи акций, которые им самим достались при весьма сомнительных обстоятельствах! При этом исковые аппетиты «Авиатехнологии» росли в геометрической прогрессии: начав с 44 миллионов, истцы (с улучшением ситуации в Кулебаках) довели требования до миллиарда с лишним. Видимо, в 2006 году, когда началась эта «атака исков», финансовая ситуация «Авиатехнологии» была стабильнее, а к нынешнему времени испортилась окончательно… Ну правильно, много ли заработаешь на бензовозах?

Непотопляемые

Именно в 2006 году Мулины смогли вновь поразить журналистов экономических СМИ, когда НПО “Авиатехнология” вдруг стала… партнером государства в совместном предприятии “АТ-Спецтехнология”. Его возглавил Геннадий Мулин, а сферой деятельности предприятия в учредительных документах указаны… производство и продажа металлов! Неудивительно, что у журналистов сразу возникли вопросы: как может государство вести совместные дела с конторой, руководитель которой как раз и «спалился» на нелегальной продаже металла за границу?! И к слову, старший Мулин в момент создания СП еще скрывался от следствия в далеких странах!

Вот сайт СП «АТ-Спецтехнология» на данный момент. Грустное зрелище, «находящееся в разработке». О руководителях, разумеется, ни слова – но адрес указан тот же, что и у головного офиса “Авиатехнологии”.

Между тем, новое СП (если точнее, лично Геннадий Мулин) сразу приступило к переговорам с металлургами о создании холдинга по производству металла для нужд «оборонки». Как писал в свое время Forbes, основой для холдинга стала… «Ступинская металлургическая компания», в которой Мулины продолжали удерживать 20-процентную долю. И всё у них волшебным образом получилось, даже несмотря на то, что новый губернатор Подмосковья Борис Громов в 2000 году добился увольнения старшего Мулина с поста гендиректора СМК!

Вооружившись статусом “партнера государства”, Мулины активно бросились в атаку, не забыв, разумеется, и о своих бывших кулебакских активах.

Forbes, статья «Под прикрытием» (3.10.2007)

«Поданы судебные иски, оспаривающие продажу кулебакского завода, а его нынешнего хозяина Виктора Клочая вызывали на беседу: продай завод или обменяй на долю в капитале холдинга (Клочай взял время подумать). Аналогичные переговоры провели с руководством группы «Мечел» и «Магнитки»».

Выводы

Получается, вернуть себе кулебакские заводы Мулины пытались буквально по всем фронтам. Задействовали и уголовные, и арбитражные суды, и “настоятельные просьбы” из госкабинетов. Наверняка, это не все рычаги воздействия – о многом мы просто не знаем! В итоге сейчас, спустя 12 лет, сыграла именно арбитражная карта.

У Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты Нижегородской области – масса вопросов к решениям судов. Юристы главных предпринимательских объединений региона видят половинчатость и даже откровенную избирательность многих ключевых выводов арбитража по искам «Авиатехнологии».

Суд должен быть беспристрастным – это понятно. Так ли было в нашем случае, предложено оценить высшему руководству страны – письма на имя Президента отправили не только НАПП и ТПП, но и «Народный фронт».