Синдром Гойхмана

Нижегородский транспорт отмечает круглую дату. Десять лет назад городские власти впервые пообещали внедрить современную КТС, обновить подвижной состав хотя бы наполовину и ввести жесткий график движения автобусов, трамваев и троллейбусов. Оракулом неизменно выступает Алексей Гойхман, который всё больше напоминает Леонида Брежнева. Окопавшись в президиуме комиссии по транспорту, он все три срока обещал пассажирам коммунизм и трепетно принимал на грудь награды. Позавчера, к примеру, получил медаль «Благотворитель земли Нижегородской». А разве не благотворитель? Какой год твердит, что стоимость проезда в городе сильно занижена, и тем не менее сдерживает свои аппетиты, говеет. А еще с брежневским причмокиванием лобзает частных перевозчиков. Вот такая эпоха застоя.

Думская карьера Алексея Липовича – предмет для серьезных политологических исследований: как ему удается сидеть столько лет в депутатском кресле и не падать от самого себя в обморок?! За время его радения о нижегородском транспорте в Москве открылись 34 станции метро, в Екатеринбурге полностью обновился подвижной состав автопассажирских предприятий, запущено 7 новых муниципальных маршрутов, в Краснодаре электротранспорт вышел на самоокупаемость, в Санкт-Петербурге на 40% обновлен парк троллейбусов, в Казани появился ускоренный трамвай, в Омске произведена массовая зачистка недобросовестных перевозчиков. Про города, где уже внедрена система АСКОП, говорить и вовсе не хочется, потому что завидно.

А что Нижний Новгород? За 12 лет количество маршруток, только по приблизительным подсчетам, выросло в 3 раза! Причем, каждая десятая из них является нелегальной. Время работы транспорта фактически сократилось на два часа: после 21.00 уехать откуда-либо проблематично. Износ муниципальных автобусов и троллейбусов приблизился к 90%, трамваев — к 80%. Причина, конечно же, всего одна: низкая стоимость проезда. И с этим Алексей Липович намерен решительно бороться.

Алексей Гойхман, председатель комиссии по транспорту и связи Думы Нижнего Новгорода:

– Себестоимость одной поездки на сегодня составляет порядка 26 рублей. Тарифы на проезд в областном центре не менялись уже четыре года! В то же время бензин, запчасти для автобусов дорожают постоянно. Никто не говорит, что завтра мы поднимем проезд до 30 рублей. Вместе с тем отмечу, что во многих городах-миллионниках одна поездка уже давно стоит выше 20 рублей. В Москве не в пример больше, как вы знаете.

Удивительные люди работают в пятом корпусе нижегородского кремля. Когда речь идет о повышении тарифов, то там обязательно вспоминают Москву. А если пассажиры заикаются о качестве предоставляемых услуг, чиновники и депутаты тут же включают «бедного фунтика»: зачем равняться на богатую столицу, мы за ней с нашим бюджетом не угонимся. Не смущает Гойхмана и то, что Нижний Новгород в 2016 году занял лишь 71 место в федеральном рейтинге, отображающим уровень развития транспортной инфраструктуры. Фактически, наш город — единственный миллионник, напоминающий своими маршрутками поселок городского типа, где по какому-то недоразумению снизу выкопали метро, а сверху натянули “канатку”.

Мало кто задумывался, но большие автобусы, которые планируется закупить к Чемпионату мира по футболу, вряд ли появились в нашем городе, если бы не мундиаль. Ведь муниципальная программа по «омоложению» автопарка «Нижегородпассажиравтотранса» существовала только в фантазиях того же Гойхмана. И даже находясь под контролем организаторов этого спортивного мероприятия, муниципалитет умудрился «проспать» программу целевого софинансирования по закупке новых автобусов. Тем не менее до 2018 года планируется приобрести 230 единиц подвижного состава. Учитывая, что сейчас в рейс выходят менее 400 машин (через два года «выживет» лишь пятая часть), можно предположить, что после ЧМ качество пассажирского обслуживания не улучшится. Из-за единовременного старения техники потенциал НПАТ так и останется на уровне 2017 года.

Можно, конечно, утешиться обещаниями временного поверенного в делах «Нижегородпассажиравтотранс» Дмитрия Цыганкова. Вот уже год он ходит в статусе «и.о», рассказывает о своих личных долгах, оправдывается по уголовному делу и при этом занимается бизнесом. Есть подозрение, что в пользу конкурента — ООО «Русская тройка», где в руководстве значится его гражданская супруга. Осталось только вручить ему традиционный вымпел главы администрации города — как передовику производства.

На протяжении последних двух лет НПАТ и это общество с ограниченной ответственностью делят маршруты, пассажиров и даже компенсации бюджета. К примеру, в 2016 году из миллиарда с копейками все муниципальные перевозчики (а это метрополитен, трамвайно-троллейбусное предприятие и «Нижегородпассажиравтотранс») получили 200 миллионов рублей. Оставшиеся 880 миллионов фактически достались «Русской тройке» и аффилированной с ней компании «РБ и К». Вот такая компенсация выпадающих доходов, где базовый транспорт города уравнен с двумя-тремя десятками “пазиков”.

Сергей Зуденков, депутат Законодательного собрания Нижегородской области:

– Очень интересная методика подсчета между этими частными перевозчиками. То есть там стоимость льготного билета перемножается на километраж. А так как у нас отсутствует система автоматического контроля, то, естественно, поездка одного льготника перемножается на максимальный маршрут. Мы понимаем, что данный бизнес весьма и весьма прибыльный, и мы разбираемся – почему такие преференции отданы только двум перевозчикам. По нашим скромным подсчетам, Нижний Новгород вместо 200 миллионов должен получать не менее 650.

Жаль, что Алексей Гойхман не в курсе. Быть может, в тиши партийных кабинетов он сейчас высчитывал бы не новую стоимость проезда, а потерянные доходы с убытков. Если вы увидите Алексея Липовича в трамвае или на остановке в ожидании автобуса, обязательно ему об этом расскажите!

  1. Хорошая статья, особенно о повышении тарифа на проезд. Уважаемый Марк, Вы конечно на работу добираетесь на общественном транспорте и Ваша зарплата чуть выше прожиточного минимума, Поэтому так ратуете за повышение проезда. Я более 30 лет проработал на транспорте и не рядовым водителем и должен Вам сказать, что ВЫ НИ ХРЕНА не разбираетесь в экономической составляющей пассажирских перевозок. А вот в чем Вы правы, так это в том, что Липович пересидел в кресле председателя комитета по транспорта . У Липовича свои проблемы с Нижегородцем, У Зуденкова свои проблемы с С.Ковалевым, вот все проблемы с частным транспортом.

  2. Иван, как я понимаю, это был сарказм автора по поводу низких тарифов как причины всех бед на транспорте. Так нам пытаются изобразить это начальники, а на самом деле вы правы – дело не в цене билета.

    • Должен Вам сказать, что если завтра повысят тариф до 50 руб., то уже через 6-8 месяцев директор НПАТ Дмитрий Цыганков будет говорить, что эта мизер, по его подсчётам, надо 60-70 р. Русские говорят:” Сколько волка не корми, он всёравно смотрит в сторону леса”. В мою бытность ИКАРУСы работали по 15-20 лет, и зарплата была и запчасти и ещё водители умудрялись выполнять план. Но тогда руководители ПАП были профии и имели огромный опыт в работе и не забывайте, что все они закончили, либо институт, автомобильную кафедру, либо автотехникум.

  3. хахаха
    так это фельетон, стёб по поводу гойхмана и его жадности и стремления обогаться за счет горожан. Причем тут журналист, я так поняла. это гойхман не понимает ничего в тарифах или не хочет понимать