Политтехнолог: “Заказчики “вброса” про штурм кремля сидят далеко от Киева”

На днях нижегородцев взбудоражила новость о том, как некий “Олексiй Коваленко” выдает старые нижегородские видеоролики  за чуть ли не революцию в регионе – у него на канале можно увидеть и “Штурм Нижегородского кремля” (видео митинга двухлетнией давности), и “попадание снаряда в маршрутку” (прошлогоднее ДТП с возгоранием автобуса), и многое другое.

Видео набирают десятки тысяч просмотров и множество возмущенных комментариев по Сети. Большинство видит тут украинскую пропаганду, кто-то – контрпропаганду, а кто-то – просто троллинг. Мы решили задать сакраментальный вопрос “Что это было?” специалисту – московскому политтехнологу с 15-летним стажем Александру Лобкову.

– Александр, сталкивались уже с таким?

Александр Лобков

Александр Лобков

– Конечно. В политической пропаганде это отработанная технология. В запасе редакций ангажированных СМИ всегда имеются несколько прикормленных или откровенно фейковых блогеров, каналов на YouTube, страничек в соцсетях, которые служат для вброса бездоказательной, а чаще ложной информации. Затем эта информация массово тиражируется уже самими официальными СМИ. Расчет тут простой. Во-первых, это служит имиджевым и юридическим прикрытием для самих изданий. Они всегда могут сказать, что разместили информацию не о событии, а о факте некой публикации о данном событии – «с нас какой спрос?».
Во-вторых, 99% читателей массовых изданий практически не обращают внимания и не проверяют источник данной информации. Раз издание сообщило, значит, так оно и есть. Дальше идет процесс многочисленных перепостов в социальных сетях, и фейковая новость начинает жить своей жизнью в информационном пространстве.
Несомненно, публикации на фейковом аккаунте Алексея Коваленко можно было бы считать частью единой пропагандистской машины одного из украинских медахолдингов. Скажем, элементом контрпропагандистской кампании против России как «врага» Украины.

– “Можно было бы”? Тут напрашивается “но мы так считать не будем”.

– Да, есть одно «но». Контрпропаганда всегда рассчитана на собственную аудиторию. Данные же вбросы, очевидно, ориентированы на российского потребителя. Я не сторонник теории заговора, но глупо было бы отрицать, что у наших геополитических противников есть стратегические планы действий против России, в том числе в информационной войне. И одно из приоритетных направлений в этой деятельности – разжигание регионального сепаратизма, углубление противоречий между федеральным центром и регионами страны. В эту стратегию вписывается целый ряд информационных кампаний, активно проведенных в украинских СМИ в последнее время. Активный PR так называемой «Сибирской республики» и попыток организовать сепаратистские акции в Новосибирске, вылазка террористов в Грозном, а теперь и фейк двухгодичной давности о якобы майдане в Нижнем. Все это направлено не столько на украинскую публику, сколько на поддержку внутрироссийской оппозиции, которая за последний год сильно сдала свои позиции.

В общем, я считаю,  что интенсивность подобных вбросов будет нарастать, а заказчики этих кампаний находятся далеко от Киева.