Перехватом по "выделенке"

За полтора года до ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде начинают очерчивать контуры транспортной системы в дни турнира. Времени катастрофически мало, и чтобы оценить его дефицит, достаточно отмерить, сколько прошло, например, с момента запуска процесса смены городской власти. А это было буквально вчера.

От первых прикидок не оставляет ощущение, что приволжская столица встретит мундиаль по принципу «я его слепила». Нет сомнений, что стадион, тренировочные базы, аэропорт и станция метро будут готовы вовремя. Что до дорожной и транспортной инфраструктуры, то их коренное преобразование остается надеждами. Исключения – горемычный Молодежный проспект и развязки в районе Стрелки. А ведь сколько разговоров было о масштабном наследии турнира!

В рамках подготовки к ЧМ по футболу в Нижнем Новгороде приоритеты, естественно, отданы разработке маршрутов передвижения клиентских групп ФИФА, то есть, проще говоря, приезжих. Директор Центра организации дорожного движения Дмитрий Брылин, который пока в одиночку отдувается за муниципалов, рассказывает, что всего таких маршрутов определено 46 (общая протяженность – 88 километров). Транспортная сеть по плану должна соединить аэропорт "Стригино", ж/д вокзал, стадион «Нижний Новгород», фан-зону на площади Минина и местные отели, коих организаторы насчитали аж 18. dscn2624

Дмитрий Брылин, директор Центра организации дорожного движения:

- Комплекс мероприятий позволит обеспечить безопасный и беспрепятственный проезд клиентских групп, а это одна из обязанностей города-организатора. При расчетах управления перевозками речь идет о 60 тысячах болельщиков в день каждого из матчей. 45 тысяч примет стадион – это его номинальная вместимость, и еще 15 тысяч – это те, кто будет посещать фан-зону.

Более всего смущает то, как планируют регулировать прибытие и расположение автомобильного транспорта. По словам Брылина, под перехватывающими парковками, в первую очередь, понимаются ныне существующие возможности торговых центров, а также городские магистрали – Московское шоссе, проспект Гагарина, улица Родионова. При всем уважении к организаторам, с перехватывающими парковками в натуральном виде общего здесь практически нет. Зато есть перспектива заставленных первых полос и проблем с каждодневными покупками для аборигенов. 469551

Дмитрий Брылин:

- Безопасность на пути следования клиентских групп обеспечат выделенные полосы на магистралях шириной от четырех полос. По ним будет организовано движение общественного транспорта и специальных шатлов для болельщиков. Из 490 светофоров города 113 будут объединены в единую автоматизированную систему управления дорожным движением, что позволит обеспечить зеленую волну и приоритетный проезд автобусов через перекрестки.

Шатлы – это логично и придумано не в России. Зеленая волна вопросов также не вызывает. А вот "выделенки"… Из сказанного Брылиным явствует, что они будут организованы примерно там, где первые полосы уже будут заставлены автовладельцами. Нижегородцы, кто регулярно ездит по перечисленным магистралям сегодня, могут представить, что будет там в дни футбольных матчей.

Еще один непонятный момент – логистика фан-зоны, местом которой определена площадь Минина. 15 тысяч болельщиков - это примерно как в дни больших городских праздников, когда по обыкновению перекрывается половина центра.

Брылин озвучивает решение о запрете парковаться на улицах с двухполосным движением (Варварская, Алексеевская и т.д.) в центре города. В дни матчей на них будет полностью запрещена стоянка автомобилей, а транспорт будет перемещен на перехватывающие парковки, говорит он. Места перехвата не уточняется. Но, если оценить нынешние возможности старого города, единственным более-менее подходящим масштабным паркингом может стать место праздника – сама площадь Минина, что было бы крайне странно. В противном случае гостям предстоит прогуляться с Нижне-Волжской набережной - от места пресловутого синего забора или по Чкаловской лестнице от катера «Герой».

PENTAX Image

PENTAX Image

С парковочным пространством близ стадиона ясности больше. В прямой видимости от арены будут организованы две муниципальные стоянки по 4 тысячи машиномест каждая. Одна из них расположится на улице Акимова возле Борского моста, другая – на улице Бурнаковской. Однако подъезд к ним десятков тысяч болельщиков практически гарантирует транспортный паралич всего микрорайона Мещерское озеро. Эта территория и без того зажата в угол города и задыхается из-за узких дорог.

С тем, что вся инфраструктура в дни Чемпионата мира будет работать только на приезжих болельщиков, Дмитрий Брылин не согласен. В плане организации перевозок большой раздел посвящен жителям Нижнего Новгорода, заверяет он. Например, выделенные полосы обещают стать дополнительным удобством, ибо по ним наравне с шатлами будет курсировать городской пассажирский транспорт.

bryilinДмитрий Брылин:

- Планируется создание городского центра управления перевозками, который будет координировать перемещение всех видов транспорта: прибытие в аэропорт и на вокзал, распределение гостей по автобусам-шатлам, распределение потоков по метро и другому городскому пассажирскому транспорту. Все это будет увязано и координироваться из единого центра.

Нижний Новгород – не Москва, он изначально не приспособлен для столь масштабных мероприятий, считает автоэксперт Александр Дейч. В столице есть восьмирядное движение, а в Нижнем и четырехрядок-то, на которые так рассчитывают власти, раз два и обчелся.

Александр Дейч, независимый автомобильный эксперт:

- Самое верное – расширять дороги, создавать объездные варианты и надземную инфраструктуру. Да, это дорого, но очень правильно. Я не болельщик, и считаю, что властям нужно взвесить разовое спортивное мероприятие и жизнь города в долгосрочной перспективе. Это как в медицине: польза от лекарств должна быть соизмерима с наносимым вредом. Если мы не понимаем, как наши действия повлияют на инфраструктуру, последствия можем разгребать годами.

thС оценкой подготовки города к мировому футбольному празднику можно было бы и не спешить. В конце концов, озвученное – лишь очень предварительная информация. В то же время, и за плохими примерами далеко ходить не надо. Новая комплексная транспортная схема, с обсуждением которой не торопится мэрия, по предварительным оценкам может стать всего лишь ремейком сомнительного качества.