“Он же памятник!”

Реставрация памятника архитектуры русского конструктивизма “Дома чекиста” откладывается. В который раз…

В марте 2013 года журналистов пригласили собраться во дворе бывшего ДК УВД на Малой Покровской. Чтобы торжественно объявить: объект культурного назначения, именуемый в профессиональных кругах “Домом чекиста” к лету 2015 года отреставрируют. Автор этих срок присутствовал на том мероприятии.

Порывшись в архивах, я нашел любопытные высказывания чиновников и собственника здания образца марта 2013 года.

Валерий Каравашкин, начальник отдела управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (март 2013 года):

– Памятник долгое время находился в бесхозном состоянии и не эксплуатировался. Безусловно, это сказалось на его техническом состоянии, которое нельзя назвать удовлетворительным. В данный момент ситуация стала изменяться: в результате работы, проведенной специалистами управления, здание было на 85% передано в собственность ООО “Комплекс-строй”. Теперь у памятника появился собственник, с которым мы будем плотно работать.

Собственник тогда тоже излучал неподдельный оптимизм.

Андрей Пчелкин, заместитель директора ООО “Комплекс-строй” (март 2013):

– К реставрационным работам мы планируем приступить в начале 2014 года. Реставрация продлится в течение 15 месяцев. Внешний облик объекта культурного наследия, как того требует законодательство, не изменится.

Здание площадью более 6 тысяч квадратных метров в историческом центре Нижнего Новгорода – очень привлекательный объект для инвестиций. Даже, несмотря на то, что речь идет об объекте культурного значения и трудностях¸ связанных с реставрацией исторического здания.

Андрей Пчелкин:

– Мы – не альтруисты, и после реконструкции собираемся сдавать отремонтированные площади в аренду.

Но что-то пошло не так. На заглавном фото – нынешнее состояние “Дома чекиста”. Здание продолжает разрушаться. Мы обратились за комментарием в управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. Спрашивали, что со зданием и почему не отреставрировано в срок.  Официальный комментарий, таков, что понять ничего невозможно:

“В настоящее время ООО “Комплекс-Строй” и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области получили в управлении задание на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия “Дом-коммуна “Дом чекиста”.

Март 2013 года

Похоже, здание в ближайшее время так и не будет отреставрировано. Сейчас речь идет о другом: о физическом сохранении объекта культурного наследия. А, точнее, о его консервации. Собственник не выполняет требования государственного органа,  ссылаясь на нехватку средств, за что получил минувшей весной два административных штрафа – по 100 тысяч рублей.

В следующий раз проверку выполнения предписаний надзорного органа намечено провести в сентябре 2017 года.

Марина Игнатушко, архитектурный критик:

– Несколько лет назад я вела группу гостей по объектам “нижегородской архитектурной школы”. Возле банка “Гарантия” произошла неожиданность: столичные  проектировщики, преподаватели и историки архитектуры  кинулись фотографировать облезлый и обветшалый  “Дом чекиста”.   Потом специально посмотреть здание приезжал редактор  журнала и английская исследовательница. Тогда еще можно было попасть внутрь комплекса.

Собственно говоря,  что такого в этом “Доме чекиста”, чтобы носиться с ним как с писаной торбой?

Март 2013 года

 Марина Игнатушко:

– Конструктивизм как часть русского авангарда повлиял на весь мир. “Дом Чекиста” – материальное подтверждение идеи  переустройства общества, выраженное в архитектуре, яркий и наглядный пример дома-коммуны. Обобществление быта  проводилось даже по общим балконам. Для руководящего состава созданы индивидуальные квартиры, для остальных – жилые комнаты.

Здесь не было детских учреждений (чекисты – железные люди!), но  зато был тир. Клуб, библиотека, театральный зал, спортивный.  Это уже не обычный, декорированный по уличному фасаду кубик на красной линии застройки, а выверенная объемно-пространственная композиция из простых и ясных форм. Сравнительно небольшой, несимметричный  (в отличие от классических) курдонер как часть общего сценария пространственных переживаний: ты уже вошел во двор, но можешь уйти или остаться, на тебя как будто смотрят изо всех окон.

Однажды мы с друзьями заглянули в окна полу ротонды, а там кружились в танце красивые люди. Иногда кажется, что эта картина запечатлена в окнах “Дома чекиста”…