Общественный транспорт Нижнего: слишком много времени потеряно!

В Нижнем Новгороде можно бесконечно делать всего две вещи: слушать обещания чиновников и ждать на остановке общественный транспорт. Наряду с ЖКХ, работа автобусов, трамваев и троллейбусов вызывает у горожан наибольшее количество нареканий. Почему пассажирские перевозки в нашем городе напоминают лотерею, где нет счастливых билетов, и что нужно сделать, чтобы нижегородцы снова обрели свободу перемещения по городу? — об этом мы поговорили с администратором проекта «Общественный транспорт Нижнего Новгорода и области» Антоном Маловым.

– Антон, готовясь к интервью, пытался найти хоть одну новость про нижегородский транспорт со знаком «+». Очень трудное занятие, скажу я вам. Отыскал лишь сообщение о закупке 50-ти полунизкопольных автобусов, которые поступят до 30 июня. Насколько это число соотносится с процентом изношенности подвижного состава НПАТ?

– Это капля в море, на самом деле. У нас на маршруты выходит всего четыре сотни автобусов, что почти в два раза меньше, чем выходило на маршруты в 2007 году. После этой покупки количество новых автобусов в НПАТе будет около половины, что в общем-то явно недостаточно. Если смотреть по НПАП-3, в который они поступают, то там из новых автобусов только 5 автобусов марки “Вектор”. Сильно ситуацию в парке не улучшат, это небольшая прибавка, скорее всего. Не говоря уж о том, что к 30 июня “под забор” в парке встанут ещё несколько автобусов.

– Как думаете, почему автобусы-«гармошки» не прижились в Нижнем Новгороде? Из 30 закупленных ЛиАЗов-6212 в ремонте уже стоят 7 единиц, 1 автобус полностью разобран. Это низкое качество техники или отсутствие условий для её эксплуатации?

– Я бы не сказал, что они не прижились. Но должного обслуживания у нас в парке, и правда, нет. Вся проблема в том, что городу нужны ещё “гармошки”, но и содержаться они должны соответствующе. У этих гармошек немецкий движок, который вряд ли подружится с некачественным топливом. Часть тех 7 гармошек наверняка уже хотя бы частично починили, такое уже бывало и ранее. С разобранным автобусом сложнее. По некоторой информации, его разобрали временно.

– Подозреваю, что ситуация с обновлением трамвайно-троллейбусного парка не лучше… Да и вагоны метро необходимо интенсивно менять: некоторые из них «катаются» с 1985 года…

– Для метро это не возраст, вагоны могут работать и дольше, тем более, что многие из них запланированы на капремонт, часть вагонов его уже прошла. Городские власти анонсировали покупку 54 вагонов, надеюсь, что это ещё в силе. По трамваям и троллейбусам планы обновления пока не озвучены, к сожалению. Некоторое количество новых трамваев у нас уже есть в 1 и 2 депо, но этого явно недостаточно. В троллейбусное депо № 1 необходимо не менее 60 новых машин,а лучше довести количество новых троллейбусов до 100 единиц. Что касается троллейбусных депо № 2 и №3, то их нужно обновлять полностью.

Только факт

79% трамваев и 87% троллейбусов Нижнего Новгорода изношены, половина из них эксплуатируется сверх нормативного срока.

 

– Не могу не спросить у вас про комплексную транспортную схему (КТС). Каковы слабые и сильные стороны у этого документа?

– В первую очередь хочу сказать, что выложенный документ – ещё не КТС, а лишь фрагмент первой его части. То есть слабая сторона – это недосказанность, надо было сразу полностью опубликовать концепцию. Про сильные стороны говорить пока ещё рано. В опубликованной части нет ничего про реконструкцию инфраструктуры, про роль внеуличных видов транспорта – а это ведь самое важное! Речь только о закрытии тридцати одного маршрута и сомнительные изменения оставшихся направлений.

– Ждать ли отмену 31 маршрута, как думаете? Или без этих маршруток город не справится с существующими пассажиропотоками?

– Скорее всего ждать, ведь взамен них будут открыты 23 других маршрута. При наличии повременного проездного билета город вполне может обойтись и без этих маршрутов.

Жаль, что никто из пассажиров, так рьяно защищающих маршрутки, не задумывается, а почему, собственно, они ездят битком? Да потому что на магистральных маршрутах с максимальным пассажиропотоком работают маленькие пазики. И вам до сих пор не кажется это абсурдным? Мне вот не просто кажется, я уверен в абсурдности этой схемы. И в новой КТС должны поменяться принципы не только составления маршрутов, но и распределения автобусов по ним.

Планируется, что на магистральных маршрутах должен работать транспорт большой и очень большой вместимости. И это не только автобусы, такие функции должен начать выполнять и рельсовый транспорт. Метро, например, может начать играть свою роль и на Мещере, под которую закрывается часть маршрутов.

– А вообще метро для Нижнего Новгорода — палочка-выручалочка или непосильный крест?

– Метро – дорогой аттракцион. Линии строятся долго, стоят больших денег. Оно хорошо для разгрузки больших транспортных потоков и, вероятно, есть смысл в нём там, где нет возможности построить линии трамвая. В условиях Нижнего Новгорода метро выглядит непосильным бременем, имперскиими замашками. Есть утвержденные планы по его строительству до 2025 года, но мы уже давно отстаем от графика. Так что это палочка-выручалочка для пассажиров и крест для бюджета.

Цифра

Строительство станции метро «Стрелка» потребует более 10,5 миллиардов рублей. Это почти половина годового бюджета Нижнего Новгорода.

 

– Трамвай во всем мире считается транспортом магистральным, эдакой альтернативой метро. В Нижнем Новгороде же наземная рельсовая система — почти реликт. Как думаете, что нужно сделать, чтобы вдохнуть в наш трамвай вторую жизнь?

– Нужно отделять все совмещенные линии от общего дорожного полотна. Надо вовремя проводить шлифовку путей, проточку колесных пар, замену трамвайных путей. Ну, и строить новые линии. В КТС есть планы строительства линий в Верхние Печеры и поселок Новинки. Также надо возвращать трамвай на Канавинский мост, на проспект Ленина, убрав оттуда парковки. И, конечно, сами вагоны также нужно обновить. Желательно, чтобы это были вместительные и современные трамваи.

– Власти обещали изменить город к ЧМ, сделать его комфортным в плане работы общественного транспорта. Вы разделяете эти надежды?

– Власти много чего обещали… Хотелось бы верить, конечно, но слишком много времени потеряно. И с каждым днем потребуется все больше и больше денег, чтобы воплотить обещанное.

  1. Я слишком долго работал в системе пассажирских перевозок и должен заметить, что с выводами А.Малова, не согласен в отношении “гармошек” В Советское время, когда работали “гармошки”, количество транспорта в городе , а это легковые, грузовые, автобусы и т.д, не превышало 250 000 ед в городе. Сегодня, только одних легковых машин примерно, около 800 000 ед. Для работы гармошек должна быть выделена отдельная полоса, как Вы понимаете такой возможности на сегодня нет и в скором будущем не предвидется. Что касается сегодняшней работы общественного транспорта, данная система по моему полностью загублена, И в первую очередь-это зависит от не профессиональной деятельности руководящего состава, на всех видах городского общественного транспорта, начиная сверху и кончая низами.Все занимаются личным бизнесом. Если взять по профессиональной принадлежности (кто на что учился) В Метро по моему мнению должен руководить, как минимум человек имеющий образование в системе железнодорожных перевозок, в ТТУ, как минимум человек имеющий образование в системе городского электротранспорта, ну а уж в НПАТ- 100%” пассажирщик”. Посмотрите кто “рулит”? Ну а в Администрации города кто управляет -никто и только депутат А.Гойхман пытается что то сделать и то больше для собственного бизнеса.- Вот такие на мой взгляд дела . Но это моё личное мнение. Что касается частного транспорта-это НЕУПРАВЛЯЕМАЯ КОМАНДА ЧАСТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ, за исключением , трёх- четырех перевозчиков.