МП «Рога и колёса»?

Администрация Нижнего Новгорода продолжает опыты по муниципальной селекции подведомственных структур. Гибриды получаются очаровательно нелепыми. Достаточно посмотреть на блок Натальи Казачковой, куда, помимо образования, культуры и спорта, слили инвестиции, правовую работу и даже КУГИ. Всё такое «смежное», не хватает только сатаевских бань. Но это, наверное, планы на будущее. А пока чиновники занялись общественным транспортом в надежде скрестить трамвай с автобусом. Как бы с таким подходом у них конка не получилась…

Попытки оптимизировать несколько МП в одно предпринимаются не впервые. Аргументы, сами понимаете, «с бородой»: при слиянии нескольких гигантов можно будет сэкономить бюджетные средства. Всё-таки из 18 муниципальных предприятий прошлый год с прибылью закончили только 7. Глядишь, отстающие подтянутся за теми, кто работать и зарабатывать умеет, тогда и заживем. Можно, конечно, сделать ход конём и объединить все департаменты, МУ и МП в одну суперструктуру, оставив всего одного начальника — Сергея Белова, ну и несколько уборщиц ему в помощь, а остальных сотрудников мэрии сократить. Возможно, экономический эффект превзойдет все ожидания.

Но пока чиновники тренируются на автобусном и травайно-троллейбусном активах. Дептранс уже достал счёты и прикидывает барыши.

Александр Голофастов, директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода: 

– Было бы странно метрополитен с «Нижегородпассажиравтотрансом» объединять. А наземный транспорт – идеи такие есть. Нужно все очень чётко просчитывать и понимать затратную часть. Действительно, то количество транспорта, которое было у НПАТ и НЭТ, оно стало гораздо меньше. И содержание шести депо – достаточно обременительная вещь. Работа ведется в этом направлении.

Кстати, в других российских городах тоже пытались связать общественный транспорт в один административно-управленческий узел. Максимум, что «рифмовалось», так это метро и трамваи-троллейбусы. Слаженность такого слияния можно оценить, например, в Казани, где есть МУП «Метроэлектротранс». И никаких, заметьте, автобусов.

Новость об оптимизации транспортных МП председатель профильной думской комиссии Алексей Гойхман, по собственному признанию, встретил с растерянностью. Признается, у него пока нет ответа: улучшит ли это ситуацию на подведомственных предприятиях или наоборот усугубит.

Алексей Гойхман, председатель комиссии по транспорту и связи Думы Нижнего Новгорода:

– Если объединение принесет экономию, то надо смотреть какую. Мое мнение такое: экономия может быть, но небольшая. Если взглянуть с точки зрения профессионального подхода – это работа разная. Это и техобслуживание, это и ремонт транспортных средств. У автомобильного и электрического транспорта общее — только принципы эксплуатации. Это, например, расписание, выход на линию, процедуры проверки выхода на линию. В остальном — своя специфика. Неспроста в вузе электротранспорт выделяется в отдельную специальность. Завтра будет оперативка у Голофастова, я приду и узнаю, что он имел в виду.

Эксперты пока тоже не торопятся дать оценку грядущей оптимизации: слишком мало информации. Да и время, мягко говоря, выбрано неудачно. Нижний Новгород до конца года будет «пережевывать» новую КТС, в результате которой меняется принцип распределения доходов. Выдержит ли пассажирская сеть еще и объединение автобусного предприятия с бывшим трамвайно-троллейбусным управлением (его по привычке до сих пор называют ТТУ) — большие сомнения.

Александр Марёнов, председатель Нижегородской областной организации «Общероссиский профсоюз работников транспорта и дорожного хозяйства»:

– Эти попытки были и в других городах, но вот где от этого положительный эффект?! Ну сами посудите, двух нищих связать — богатого не получится. Они никогда не были прибыльными, они планово-убыточные. Во всем мире муниципальный транспорт, который перевозит по фиксированным тарифам, а еще обслуживает льготников, никогда не будет рентабельным. У нас очень большие расходы. Чем больше мы работаем – тем больше убыток. Вот такой парадокс. Как можно объединять энергию и топливо, дороги и рельсы — непонятно, это разные специфики.

Возможно, ядром нового объединения станет муниципальное предприятие «Нижгортранс», созданное этим летом в помощь предбанкротному «Нижегородпассажиавтотрансу». В его недры передают закупленные автобусы, чтобы избежать ареста по старым долгам. Туда же, вероятно, хотят слить и активы МП «Нижегородэлектротранс». А НПАТ после всех этих преобразований можно окончательно обанкротить: в мэрии оплакивать «пасынка», доставшегося ей от областного правительства, точно не будут.

Александр Ленин, администратор группы «Общественный транспорт Нижнего Новгорода и области»:

– Не секрет, что НПАТ и НЭТ сейчас находятся далеко не в самой лучше форме. Поэтому если и объединять эти два предприятия в одно, то получится, что из двух бед городские власти сделают одну большую. Если там будет новое руководство, новые вливания денежных средств, то смысл, может быть, и есть. Всё-таки тут нужна глобальная реформа, а не имитация перемен. Необходимо, пусть и не везде, развести автобусные и троллейбусные маршруты, проложить новые сети, и так далее. То есть это целый комплекс мероприятий в рамках одной системы, это не только административные меры. Объединить предприятия и объединить руководство — вещи совсем разные, я считаю.

В противном случае слияние дирекций накопленные проблемы не решит, и уже через год-два МП «Нижгортранс» снова начнет генерировать долги. И тогда, не исключено, резать придется уже по живому. Кто не верит — посмотрите в сторону «Черной дыры» и «Белого моря».

Николай Киселев, транспортный аналитик:

– Мы видим на примере Дзержинска, что после подобного объединения исчез трамвай. До слияния в МУП «Экспресс» трамвайно-троллейбусное управление относительно нормально работало. Стоило их объединить, как автобусные долги легли тяжким бременем на всё остальное. И новое предприятие стало вдруг убыточным. Боюсь, что у нас такая же ситуация вырисовывается…

 

  1. Прочитал и совсем стало плохо за наш транспортный Командный состав. Насколько мне известно ещё в 1997 г. бывшему мэру Ивану Петровичу Склярову было предложено объединить весь городской транспорт: НПАТ, НЭТ и Мерополитен в одну структуру. Такая практика существует в многих Европейских государствах, а в Голландии, трамвай и электропоезда работаю в одном тандеме. Так, что г-н Л.Гойхман не является инициатором данного предложения. К стати, предложение И.П. Склярову было не просто предложением, а обосновано экономически. Управление, финансы,ИТР, ТО и ТР всё в одних руках, Конечно японимаю наших “генералов от бизнеса ” , им не хочется терять лакомые куски пирога. Жаль только, что тот же Голофастов не изучает опыт Европейских Транспортных компаний. А вот какие то аналитики, специ , совсем юные молодые люди, на мой взгляд, ОНИ вообще ни хрена ничего не понимаю в работе общественного транспорта. Но это моё личное мнение.