Методы обольщения

В большинстве предвыборных программ политических партий ключевое внимание уделено экономике и состоянию бюджета, пришли к выводу участники Нижегородского эксперт-клуба. При этом в вопросе о государственной казне действует интересный парадокс. С одной стороны, средств в бюджете нет, в связи с чем даже сам премьер советует держаться, с другой – партийные программы декларируют задачи, так или иначе требующие значительных трат.

В таком случае уместен вопрос: есть ли вообще дефицит бюджета или он искусственно создан? Интересно также, куда и как тратятся средства из резервных фондов, и почему они расходуются не так активно, как этого может требовать ситуация? При этом ни в одной программе нет ответа на вопрос, как страна и ее экономика собираются зарабатывать.

Являясь социальным государством, Россия несет перед гражданами ряд обязательств, от которых не вправе отказаться, независимо от наполненности бюджета. Иногда выполнять их хотя бы в малой доле было бы лучше, а не выполнять – честнее. Разрыв между богатыми и бедными в России сегодня достигает астрономических масштабов, и это один из главных вопросов, вызывающих недовольство избирателей и беспокойство партийных идеологов.

Обозреватель газеты «Биржа» Константин Барановский обращает внимание на верность традиционному принципу «отнять и поделить» в партпрограмме КПРФ. Речь снова идет о национализации промышленности, железных дорог, банков и так далее. Предлагается отменить наиболее легкие по администрированию и эффективные по собираемости налоги – НДС, а также налог на имущество физических лиц и налог на землю для них же.

популизмИдеи, попахивающие популизмом, есть и у правых. К примеру, «Партия роста» предлагает легализовать биткоины и блокчейны, отмечает Барановский. В ситуации, когда население в России не знает в принципе, что это такое и как это влияет на экономику, а Центробанк придерживается политики запрета любых денежных суррогатов, можно было бы сделать вывод, что экономисты в таких программах выступали явно не на первых ролях.

БарановскийКонстантин Барановский:

— Программы у партий действительно очень затратные, причем нигде не написано, где можно взять деньги, зато указано, как их можно потратить. По поводу того, что денег нет, действующий глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров в один из последних приездов в Нижний говорил, что средства есть, просто они неэффективно расходуются. Ни одна программа не дает понимания, собирается ли государство создавать людям возможности или же будет сажать их на госпомощь.

По оценке нижегородских экспертов, общим для программ разных партий является стремление перещеголять друг друга в обещаниях. При этом реальные интересы и запросы людей остаются на заднем плане. Недавний опрос населения в одном из крупных избирательных округов Нижегородской области выявил три проблемы, которые более всего волнуют граждан, приводит пример социолог Александр Прудник. Первый из них – снижение уровня жизни, второй – рост цен, особенно на продукты питания, третий – рост тарифов ЖКХ. Вокруг этого сегодня строится самоощущение людей, и партии просто обязаны отвечать на подобные запросы. Вопрос только в том, как именно донести информацию до населения.

прудникАлександр Прудник:

— Надо понимать, что развернутая программа с описанием организации промышленного производства, распределением денег, методикой сбора налогов – все это никак не соотносится с масссовым сознанием. Когда мы спрашиваем, почему люди собираются голосовать за ту или иную партию, экономическая программа набирает всего 12%. На вопрос, в чем же состоит эта самая экономическая программа, сторонники эсеров говорят о защите малообеспеченных. Для «Единой России» это стабильность в условиях кризиса, для КПРФ – социальная справедливость. В понимании избирателей это и есть экономическая программа, а все остальное – информационный шум и не имеет никакого значения.

По словам Прудника, специфика предстоящих выборов в том, что люди заранее определились в своих партийных симпатиях, и потому настоящей конкуренции за избирателя не будет. Разница в 3-4%, которые можно было бы получить в случае более активных действий, вероятно, не имеет особого смысла для крупных партий. Этим, в частности, эксперт объясняет отсутствие борьбы между «Единой Россией» и КПРФ. У нынешних партий нет ярких привлекательных лозунгов, поскольку в обществе нет запроса на серьезные перемены.

Фото sib.fm

Фото sib.fm

Люди просто выталкивают экономические темы из своего сознания, ибо в силу слабой проработки действий властей и партийных программ в голове избирателя образовалась полная каша, размышляет директор экспертного центра «Мера» Сергей Борисов. Он успел ознакомиться с программами всех четырех парламентских партий, а также «Яблока», и полагает, что все это написано рукой пиарщиков, но не экономистов.

Фото nta-nn.ru

Фото nta-nn.ru

Сергей Борисов:

— Раньше, когда страна жила на ренту, людям не объясняли, откуда это благополучие, а сейчас толком не объясняют, почему оно закончилось. И простому человеку разобраться в этом практически невозможно. При этом поразительная вещь: на фокусных группах люди ни разу не упоминают слова Украина, Донбасс, санкции – только занятость, зарплата, социальные гарантии, моя текущая жизнь. Они очень иннерционны в этом, хотя подспудно напряжение растет.

По оценке Борисова, немалая вина в иннерционности избирателей лежит на лени и отсутствии драйва в политических элитах. Для того, чтобы выдвинуть звонкий и привлекательный лозунг, нужно быть человеком определенного склада, а российское поле харизматиков отслеживается и основательно выпалывается. Может быть, менее всего это затронуло коммунистов, а вот «Яблоком» эксперт разочарован. При наличии определенного политического мужества в связи с позицией по Крыму, идейный потенциал партии в вопросах экономики выдыхается. Проще других сегодня либерал-демократам, ведь страна живет по заветам Владимира Жириновского.

Сергей Борисов:

— У ЛДПР две страницы, написанных рукой гопника-ПТУшника. Я представляю, как они прикалываются, когда все это сочиняют. Там даже падежных согласований иногда нет. И фразы оборванные, будто бы Зощенко пригласили писать. Естественно, про экономику там все смешно или, наоборот, грустно. С другой стороны, по данным большой тройки, ЛДПР сейчас обгоняет партию КПРФ. Вполне возможно, что Кремль будет вынужден предпринять какие-то шаги.

В целом, участники Нижегородского экспертного клуба сошлись во мнении, что программы представляют собой не намерения партии, а то, что хотят услышать граждане. Сергей Кочеров называет это не руководством к действию, а обольщением избирателей.

двое из ларца

КочеровСергей Кочеров:

— Партийные структуры не несут никакой ответственности за невыполнение своих обещаний. Отсюда несостыковки, как у «Единой России», которая заявляет, что малый бизнес – это опора для государства. Еще один пример – эсеры с их либеральным тезисом, что справедливость – это равенство возможностей, а не благ, а также принципом «за рыночную экономику, но против рыночного общества».

В ситуации, когда реальные рычаги управления экономикой находятся в руках Правительства и Банка России, подавляющую часть декларируемых перед выборами идей можно назвать популизмом. Настоящая дискуссия по вопросам экономики скорее уместна между кабмином и населением, нежели между думскими фракциями, делают выводы нижегородские эксперты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.