Липовое дело

Городской департамент транспорта в последнее время напоминает «Свидетелей Иеговы». Все их ругают, подозревают в недобрых помыслах, а они продолжают проповедовать КТС и фанатично верить в пассажирский рай. А вот екатеринбуржцы в этой вере усомнились и предали комплексную транспортную схему «анафеме». Уральские власти к народу прислушались и взяли тайм-аут до 2019 года. А что Нижний Новгород?

Ещё 7 лет назад Екатеринбург страдал синдромом провинции: хотелось жить по-столичному, но денег на это не хватало. В ходу было сравнение с Нижним Новгородом. Дескать, вот он пример, на который стоит равняться. Но сравнительная урбанистика — наука переменчивая, теперь ведь нижегородцы кивают на уральскую столицу и хотят, чтоб у них всё было, как «тама».

Екатеринбург

А похожего между нам много. В обоих городах метрополитен напоминает культю, пропускная способность дорог соответствует автомобильному трафику лишь на 45%, наблюдается большое засилье маршрутных такси. Только в Нижнем Новгороде транспортный караван состоит из пазиков, а в Екатеринбурге в основном используются «Богданы». А еще реакция на КТС и в том и в другом муниципалитетах была адовой. По неофициальным данным, лишь 23% жителей уральской столицы поддерживали нововведения. Люди звонили на местное ТВ, пугали чиновников покойным Сталиным и жаловались в Москву. Власти напора не выдержали и вывесили белый флаг.

Александр Якоб, глава администрации Екатеринбурга:

– Теперь это произойдёт не раньше 2019 года. Губернатор Евгений Владимирович Куйвашев подтвердил необходимость внедрения современной транспортной схемы, но все понимают, что, если внедрять в городе столь важный проект, не имея общественной поддержки, можно сильно запнуться и разбить нос. Реализация проекта должна идти так, чтобы все органы власти — исполнительные, законодательные, надзорные — были консолидированы на общую задачу.

В екатеринбуржской мэрии признали, что полноценную КТС в этом году реализовать всё равно бы не получилось. Замена длинных маршрутов на более короткие – максимум, на что можно было рассчитывать. И больше никаких телодвижений. Поэтому вынужденная пауза станет бонус-треком на проработку всех направлений отложенной транспортной реформы.

По словам Александра Якоба, городская администрация сейчас занимается созданием выделенных полос, так как без этого в современных реалиях трудно обеспечить четкий график движения автобусов и троллейбусов. Организуется центр управления городским общественным транспортом с автономной системой видеофиксации, просчитывается повременной билет, разрабатывается схема с 40 остановочными комплексами, которые скоро станут транспортными узлами повышенной комфортности. Все эти проекты выполнены в среднем на 30-35%. И без всяких привязок к ЧМ — лучше уж пока никак, чем кое-как.

Но это, похоже, не наш случай…

Алексей Гойхман, председатель комиссии по транспорту и связи Думы Нижнего Новгорода:

– Я не в курсе, почему власти Екатеринбурга отложили создание комплексной транспортной схемы до 2019 года. Возможно, существующая транспортная схема в этом городе, который, как и мы принимает чемпионат мира по футболу, соответствует в большинстве пунктов требованиям ФИФА. Возможно, Екатеринбургу разрешили оставить все как есть, либо провести незначительные изменения существующей транспортной схемы. В Нижнем Новгороде косметическими изменениями не обойтись. У нас очень много несоответствий требованиями ФИФА в части организации работы общественного транспорта. К тому же, в отличие от Екатеринбурга, который принимает только матчи группового турнира, в Нижнем будут проходить матчи 1/8 и 1/4 финала, а это совсем другой, более серьезный статус проведения соревнований.

Действительно, Нижнему Новгороду, давно потерявшему свое лицо, косметика уже не поможет. Тем не менее приволжская столица буксует буквально по всем транспортным проектам, которые сейчас активно разрабатываются всё в том же Екатеринбурге. Где обещанное «транспортное меню», где электронный проездной на 90 минут, где выделенные полосы, где пересадочные узлы, где новый подвижной состав? Ведь час «Х» наступит уже этим летом, а конь ещё не валялся.

Про объекты, предусмотренные генпланом города, уже никто и не вспоминает. Как не вспоминают и о программе комплексного развития транспортной инфраструктуры — её вообще нет в нижегородской природе, хотя закон обязывает органы МСУ этот документ разработать и реализовать. Если в июне 2017 года ряд маршрутов сделают пересадочным, но при этом не внедрят повременной билет, то КТС окажется фикцией: поездки станут не только неудобными, так еще и дорогими.

Фактически вместо новой транспортной схемы мы увидим банальный передел маршрутов, при котором «обобрать» попытаются даже МП «Нижегородпассажиравтотранс». Неспроста же отменяют «нажористые» направления, вроде автобусного маршрута №58… Глава дептранса Александр Голофастов заявил, что вместо него появится маршрутка, хотя таких планов в новой КТС не значится. Но некоторые эксперты всё же надеются: чудо случится, и Нижний Новгород к 2018 году изменится так, что не узнает сам себя.

Дмитрий Каргин, частный перевозчик:

– Я считаю, что нужно делать магистральные маршруты, на которых будут работать автобусы большой вместимости, и подвозные маршруты, где могут работать пазики. Особый приоритет транспорту с выделенными линиями – чтобы в пробках не стоять. Это у нас метро, трамвай и — не удивляйтесь! – пригородные электрички. Простой пример — Alfa Future People. Электрички смогли легко перевезти десятки тысяч людей в день, не создавая особых проблем. Загвоздка в том, что у нас нет повременного билета, чтобы пассажир сел на электричку где-нибудь на Дубравной, доехал до вокзала и пересел, к примеру, на метро или автобус. Можно, конечно, пойти другим путем и расширить дорожную сеть, только на это пока нет денег. Поэтому выход сейчас один — оптимизировать работу общественного транспорта. Уверен, что нам следовать примеру Екатеринбурга не надо, зачем всё тормозить? Тут я согласен с нашими властями.

В интервью ИА «Нижний Сейчас» Дмитрий Каргин подчеркнул, что одна первейших задач на сегодня — предложить нижегородцам доступный и удобный общественный транспорт. Чтобы горожанам было выгодно доехать до работы на трамвае или троллейбусе, а не на личном авто. По его оценке, «около 40% всего транспортного ресурса города сегодня «съедают» пробки, и с этим надо бороться».

Фото Дмитрия Кашканова

Но хватит ли сил на то, чтобы в короткие сроки сдать КТС «под ключ»? Новые автобусы в количестве 200 единиц поступят только летом, но они лишь частично компенсируют естественную убыль подвижного состава НПАТ. Новых трамваев и троллейбусов не планируется, две обещанные канатные дороги к мундиалю не натянут. Получается, что Нижний Новгород так и будет довольствоваться маршрутками. Станция метро «Стрелка», разумеется, не в счет. Это «приложение к стадиону», не более.

Антон Малов, администратор группы «Общественный транспорт Нижнего Новгорода и области»:

– Я считаю, что КТС нужно отложить. Не до 2019 года, конечно, а до того момента, когда город будет готов к внедрению новой транспортной схемы. Потому что сейчас Нижний Новгород к этому не готов, это видят сами пассажиры. Если убирать маршрутки, то муниципальный транспорт должен ведь их подменить, а он как раз находится в состоянии анабиоза. Частные перевозчики тоже к КТС не готовы- не технически, ни финансово. Они просто не смогут играть по новым правилам. Да и пассажиры не готовы к этим изменениям, потому что они не знают, что и куда поедет. А Екатеринбург, на мой взгляд, зря отложил всё это. У них необходимость перемен назрела гораздо раньше, чем у нас.

Есть еще один момент, который роднит Нижний Новгород с Екатеринбургом — о чём мы не сказали в самом начале. Речь о людях, контролирующих реформу общественного транспорта. В Екатеринбурге КТС курировал вице-мэр Евгений Липович (это фамилия, на всякий случай, а не отчество). В день, когда реализацию комплексной схемы отодвинули на 2019 год, он подал в отставку. Быть может, признать поражение пора и нижегородскому идеологу общественного транспорта Алексею Липовичу Гойхману? Наверное, это самый легкий и самый результативный пример, который можно взять со столицы Урала.

Заглавное фото – nnpix.ru

  1. Согласен с предложениями Д.Каргина и А.Малова. Единственный недостаток заключается в том, что Городская администрация , Городская Дума и департамент транспорта до настоящего времени, не имеют четкого представления о работе КТС и тем более, о работе муниципального и частного транспорта.Четкой Программы нет. Условия Конкурса, предложенные департаментом транспорта, ставят владельцев частного транспорта в “ПОЛОЖЕНИЕ”,….когда частники не смогут по своим финансовым возможностям приобретать дорогие автобусы. В этом случае, финансовые воротилы Москвы, Питера и другие . готовы прийти на этот рынок оставив за бортом Нижегородских перевозчиков частного транспорта. А это повышение заоблочных тарифов, и т.д.

  2. Полностью согласна со статьей, экспертами. А Гойхмана надо гнать, да