Кому выгоден закон об убийстве малого бизнеса?

Сегодняшнее заседание Законодательного собрания знаменательно не только тем, что на нем поставлена точка в судьбе неудавшегося градоначальника Краснова (он, напомню, выбирал между креслами депутата Гордумы и ЗСНО, и неожиданно выбрал Гордуму). Кроме того, там будут разбирать еще один любопытный вопрос — и от того, что там решат, будет зависеть судьба тысяч людей.

Речь идет о проекте закона, который номинально внес на обсуждение ЗСНО Валерий Шанцев. Однако по факту он уже называется в кулуарах «законом Макарова» - его явно лоббирует министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Александр Макаров и его аппарат. Нововведение дополняет уже имеющийся закон «О торговой деятельности в Нижегородской области». В него добавляется статья 7.1, и ее суть может быть выражена вкратце так: «Торговля на земельных участках, находящихся в собственности области, не допускается без использования стационарных объектов». Кроме того, существенно возрастают штрафы за нарушения закона: организация (при «повторном нарушении») может заплатить до...миллиона рублей!

На первый взгляд

Дело, вроде как, благое — на первый взгляд. Правительство Нижегородской области решило запретить стихийную торговлю на всей территории региона вне специально отведённых мест. «Наводят порядок», это же вроде бы хорошо...или нет?
Понятно, кто подразумевается как главная цель запрета — стихийные торговцы, продающие с рук, прежде всего, продукты, а также сомнительного происхождения вещи, и образованные ими стихийные «блошиные» рынки. Уверенности в том, что продукты годны в пищу, а вещи не найдены на помойке или вообще украдены — нет никакой. А на «цивилизованных рынках» есть и ветлаборатории, и вообще контроль.

Под этим соусом, действительно, законодатели и правда могут этот закон «скушать». Однако, как говорится в известном анекдоте, «есть нюанс».

Знак «Запрещено» как источник дохода

Нюанс состоит в том, что многие из уже существующих десятки лет рынков Нижнего Новгорода обладают всеми признаками «цивилизованности» (лаборатории, необходимые справки, соответствие всем нормативам) - но не имеют капитальных зданий для торговли. А под «стационарными объектами» законодатели понимают исключительно капитальные строения, с фундаментом и подведенными сетями.

черкасов

М.Черкасов

«По закону все рынки сейчас должны находиться в зданиях, но владельцы некоторых рыночных площадок города, пользуясь пробелами в законодательстве, меняют статус рынка на торговый комплекс. Ведь владельцы торговых комплексов, в отличие от хозяев рынков, по закону не обязаны строить здания. Только с 2010 года по 2013 годы в торговые комплексы и логистические центры перешли несколько рынков, например, рынок на Московском шоссе, мини-рынок на улице Лопатина, а также рынки «Сормовский» и «Карповский», - рассказал журналистам первый заместитель министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов.
По его мнению, покупатели не защищены от покупки некачественного товара на таких объектах, ведь там нет ветеринарной лаборатории, и в этих местах процветает несанкционированная торговля.

При принятии этой инициативы вырисовывается интересные дела — около десятка городских рынков (мест, откуда потенциально можно "выдоить много денег") резко становятся вне закона, подпадая под огромные штрафы — просто потому, что их торговые объекты не имеют фундамента. А если учитывать еще и область, то денежные потоки обещают быть весьма бурны и обширны.
Вообще, неясные определения в законодательстве — просто рай для коррупционера. Если этот закон будет принят, то, наверное, никто не удивится, если одни рынки станут вдруг «рассадником некачественного товара» и нарушителями закона, а точно такие же торговые павильоны других на голубом глазу будут считаться «стационарными объектами», а сами рынки — образцовыми торговыми заведениями. В России же живем, все всё понимают.

Есть еще одна вероятность, не коррупционного характера — но тоже не очень веселая. Областное правительство, возможно,  желает разом пресечь деятельность нескольких рынков, а на освободившиеся площади запустить европейских ритейлеров (вот, для примера, почитайте, как пытаются выжить с места рынок). Выгоды для власти очевидны: тут тебе и новые большие стройки (а строить у нас в регионе любят, с все «вкусные» строительные расклады как раз уплыли из городских рук в областные), и «большие дяди» от торговли придут в область, и договариваться они будут не с кем-то, а с властью. То, что при этом разорятся тысячи мелких предпринимателей-нижегородцев, кажется, никого не волнует — доход с них в казну невелик...

Надежда есть?

К счастью, не все поддерживают этот скороспелый закон.

солодкий

П.Солодкий

«Называются шесть рынков — это шесть тысяч человек, которые платят налоги, получили лицензии. А завтра они перекроют нам дороги. Этот закон дестабилизирует ситуацию. Сегодня период, когда люди выживают, а мы говорим "давайте приведём к европейскому уровню», — считает бизнес-омбудсмен в Нижегородской области Павел Солодкий.
Также, по его словам, большинство регионов Нижегородской области не обеспечены торговыми площадями (крытыми рынками), удовлетворяющими требованиям законопроекта.

Павел Солодкий, как бизнес-обудсмен, хорошо понимает ситуацию в регионе. Его поддержала и депутат ЗС Галина Клочкова:

«Люди, особенно в период кризиса, будут выживать разными способами. Какой смысл в таком явном вмешательстве в личную жизнь граждан, которые не то чтобы нам не доплатили в бюджет, но хотя бы сами себя прокормят и, может быть, семью»

Кажется, здравый смысл может победить: профильный комитет ЗСНО (по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства) не поддержал инициативу четырьмя голосами против трех. Однако, как мы знаем, на заседаниях ЗСНО случаются всякие чудеса. Посмотрим, что решат...