“Карма” школьного образования

Школьные базары, толпы покупателей у прилавков магазинов с канцтоварами, школьной формой и ранцами – все сезонные признаки нового учебного года налицо. Родителям и школьникам пора задуматься не только о внешней стороне учебы, но и о том, какой способ “добывания знаний” будет самым эффективным. 

Ни для кого не секрет, что школьное образование уже давно идет рука об руку с частным бизнесом, имя которому – репетиторство. И за формально бесплатные знания многим сегодня приходится хорошо заплатить. Парадокс современного устройства образовательной системы. Но что поделать, одного лишь начального образования недостаточно, чтобы ваш ребенок “выбился в люди” и сдал все экзамены на положительные оценки.

Но и здесь опять возникает спорный вопрос. Вот лишь один небольшой пример:

Ирина Павлова, студентка:

– Когда мои знакомые и друзья учились в школе, у них было сразу несколько репетиторов: по математике, русскому и обществознанию. Это достаточно примитивный набор преподавателей, так как эти предметы сдают практически все. В классе с ними учились и те, кто ни разу не обращался за дополнительной помощью, и в принципе, они не были отличниками в школе, за исключением некоторых. И вот настал тот час «икс», когда мы сдали ЕГЭ по обязательным предметам. К моему удивлению, по результатам экзамена по математике и русскому, те ученики, которые не брали дополнительные занятия у репетиторов, получили баллы выше, чем мои знакомые.

И тут снова возникает резонный вопрос: так почему люди обращаются к репетиторам?

Илья Григорькин, преподаватель физики и математики:

– Я вижу в этом две причины: Первая заложена в нашей системе образования: в классе из 20-25 человек лишь единицы учителей могут уделить достаточно внимания каждому обучаемому. Да и знания с такой программой обучения достаточно сложно вложить – почти каждый урок новая тема, мало времени на эксперименты, решение задач. Вторая причина – недорабатывают школы, и учителей нагружают ненужной для них работой.

Однако Александра Петровская, занимающаяся преподаванием трех языков, указывает на еще одну важную причину. И дело именно в родителях, которые таким образом снимают с себя ответственность, перекладывая ее на репетитора.

Александра Петровская, преподаватель иностранных языков:

– У сознательных родителей, выросших до эпохи информационных технологий, есть чувство некоторой беспомощности перед быстро расширяющимся информационным пространством, и в стремлении успокоить свою совесть мыслям «Я сделал все от меня зависящее», приглашают к ребенку репетитора. Вторая причина, объективная – ребенка нужно «подтянуть».

Главное – самореализация!

Еще одна проблема в том, что с развитием передовых технологий и ростом масштабов конкуренции происходит индивидуализация общества. Теперь уже недостаточно учить новое поколение по стандартной схеме. Нужен персонализированный подход к каждому. Учитель должен стремиться полностью раскрыть способности ребенка, учитывать его мнение и дать ему возможность высказаться.

Между тем, в XX веке отечественное образование при всех его преимуществах зачастую осуществлялось по принципу с трамвайной таблички: “Не высовывайся!” “Трамвайный закон” нависал над самыми талантливыми людьми. И по сей день он еще действует в наших школьных учреждениях, но, к счастью, уже потихоньку искореняется.

Для достижения успеха в обучении и развитии учащихся нужна их личная заинтересованность. Но, к сожалению, в основной школе выбор средств для мотивации очень ограничен, отмечают эксперты “Нижнего сейчас”. Да и найдешь ли тут индивидуальный подход к каждому, когда в классе детей в несколько раз больше, чем учителей?

Александра Петровская, репетитор:

– Со временем и сменой поколения наступит переосмысление и преобразование системы школьного образования. Чтобы ускорить этот процесс, нужно, во-первых, сократить количество учеников в классе, во-вторых, в рамках классной работы развивать систему пятиминуток: учитель-ученик (индивидуально, без вызова к доске), где учитель будет в непринужденной форме проверять уровень усвоения материала и объяснять недопонятое.

Скорее всего, до внедрения всех этих современных методов обучения пройдет немало времени, поэтому репетиторство еще долго будет оставаться актуальным. “Нижний Сейчас” собрал несколько рекомендаций для родителей при выборе репетитора для своего ребенка.

Как правильно выбрать наставника?

Илья Григорькин, репетитор математики и физики:

– Наверное, самый надежный способ – через знакомых. Но опять же, не факт, что репетитор, который помог детям ваших знакомых, поможет и вам. Если таких знакомых нет, то методом проб и ошибок. Сейчас много интернет ресурсов, которые занимаются подбором репетиторов.  В поиске кандидатуры, в первую очередь, советую исходить из пола, темперамента и возраста вашего ребенка. Многие девушки бывают стеснительны, это не позволяет им полностью проявить себя в образовательном процессе. Поэтому вам вряд ли подойдет услуга молодого специалиста мужского пола. Если у вас ребенок интроверт, то ему наоборот нужен молодой энергичный специалист. Рекомендаций тут много, но, в конце концов, профессионала своего дела видно сразу, и вы это поймете уже при первой встрече.

Хороший репетитор – какой он?

Александра Петровская, репетитор английского и русского языков:

– Тот, который через месяц-два начнет ощущать свою ненадобность.

На мой взгляд, сложно точно охарактеризовать хорошего репетитора в одном предложении. Это очень субъективное мнение, ведь каждый человек берет уроки репетитора по разным причинам. Кому-то стоит объяснить только одну тему, кто-то схватывает «на лету», а кто-то может брать дополнительные уроки годами, только потому что ему самому лень учиться. Нужно помнить главное – что без собственного желания и стремления нельзя достичь никаких целей и возможностей, даже если у вас будут сотни разных репетиторов. Дело уже может быть только в самом школьнике и его внутренних приоритетах.

Фото nn-now.ru