Каргин и двойники: атака клонов по-нижегородски

Мы когда-то уже писали про передовые средства политической борьбы. Интернет вообще и соцсети в особенности сейчас - идеальная питательная среда для пиара. Любого пиара - черного, белого: хоть честую пропаганду делай, хоть противников унижай... Простые люди (читай "электорат") сейчас все поголовно засели в соцсетях, даже бабули-божьи одуванчики осваивают скайп, чтобы "забесплатно" звонить внукам - а там ведь и до "Одноклассников" с инстаграммом недалеко!

В общем, то, что политика нынче переместилась в соцсети, никого уже не удивит. Особенно сильно, сдается нам, это будет заметно перед выборами в сентябре, но уже сейчас можно увидеть первые движения в эту сторону. Например, недавнюю провокацию в отношении популярной группы в сети "ВКонтакте" - "В защиту Желтого бампера! За Каргина!"

Атака клоунов

Справка "НС"

карг2 Дмитрий Каргин - нижегородский автоперевозчик, ранее обслуживавший маршрут один из самых популярных городских маршрутов "Т-71». В 2013-14 годах проиграл тендер на перевозки, после долгой борьбы за права на обслуживание пассажиров по данному маршруту  (были и суды, и массовые народные акции, и долгие поиски компромисса с властями) начал осуществлять "экскурсионные"  перевозки на фирменных желтых автобусах по тому же маршруту за 15 рублей (обычный билет на общественный транспорт стоит 20 рублей). Движение "За Каргина!" - сложившееся  сообщество горожан-активистов, поддерживающих "желтый бампер".

В группе "В защиту желтого бампера" более 14 тысяч человек - весьма немало по нижегородским меркам. Других столь же крупных объединений "каргинцев" в сети нет. Так что "атака клонов", произошедшая недавно на это сообщество, затронула большое количество людей.

 - 19 января это началось, кажется, - рассказал администратор группы Антон Калинин. - Людям стали писать подставные "администраторы сообщества" и активисты, они создали параллельную группу почти с таким же названием. Брались те же имена, вставлялись те же данные и фото, что и у реальных людей, и активно постилась всякая ерунда от их имени. Например, что организуется какой-то митинг за деньги, или про какой-то "первый день без Каргина"... Мы реагировали оперативно, и служба поддержки ВК нам весьма помогла, но всё равно многие с ними пытались как-то разговаривать и спорить, принимая поначалу за настоящих.

Клоны активистов сулили за вымышленный митинг от 1000 до 1500 рублей.

скрин2

Клоны реальных участников сообщества имитируют диалог

Кое-кто из них пытались спровоцировать участников на выдачу "компромата" - в стиле "деньги те же, что и в прошлый раз". Кроме того, были созданы "фэйки" самого Дмитрия Каргина (хотя у него нет аккаунтов в соцсетях) и экономиста "ИП Каргин" Елены Кузиной.

"Фэйковая" страница Дмитрия Каргина. 545 фото впечатляют - не лень же было.

"Фэйковая" страница Дмитрия Каргина. 545 фото впечатляют - не лень же было.

Обращение подставной "Елены Кузиной" с призывами собираться на  митинг.

Обращение подставной "Елены Кузиной" с призывами собираться на митинг.

 

Вот так выглядят анкеты клонов. Фото и данные взяты у реальных участников группы.

Вот так выглядят анкеты клонов. Данные взяты у реальных участников группы.

Кому выгодно?

Как учат нас еще древние римляне: "в любой непонятной ситуации спрашивай - cui prodest?" Кому выгодно? В нашем случае есть несколько вариантов.

Версия первая - "рабочие разборки".

У Каргина не один прямой конкурент-перевозчик, и "черный пиар", нередко переходящий в насилие, в этой среде не так редок. В разгар борьбы за маршрут автобусы с желтым бампером даже, было дело, забрасывали краской и обстреливали из пневматики. А также, в числе прочего, Каргина обвиняли в "проплаченных митингах".

 - Клоны начали писать про деньги, и их сразу раскусили, потому что это ведь чушь, - говорит активист движения "За Каргина!" Никита Лежачев. - Как активист, могу подтвердить: мы никогда не платили денег за митинги. И сразу появились предположения, кто за этим стоит: в мае один перевозчик  в своих обвинениях озвучивал в точности такие же суммы, что и сейчас...

Версия вторая: конфликт с властью.

Каргин никогда не дружил с властями города. Пойдя против их решения предоставить 71-й маршрут Комракову, он обрек себя на недружелюбное отношение со стороны городской администрации - и, наверное, навсегда.

 - Это заказ администрации города, сто процентов, - уверен Антон Калинин. -  Это ведь не просто разовая акция, всё масштабнее: отпечатаны "фэйковые" листовки (нам сообщали, что их раздавали какие-то молодые люди), в ближайшее время будут вброшены фальшивые проездные (мы уже видели их фотографии). Сейчас разыскиваем типографию, где всё это печаталось. Думаю, у властей стоит цель убрать с дороги Дмитрия Каргина.

Версия третья: политика

Каргина, имеющего весьма солидную поддержку народных масс, многие всерьез воспринимают как политического игрока - и конкурента. Вполне возможно, что он примет участие в сентябрьских выборах в Городскую думу. В таком случае, "атаки клонов" могли быть организованы кем-то из будущих кандидатов, скажем, от Сормовского района.

В эту же - политическую - версию укладывается и вариант самопиара. Такой хитрый маневр устраивают иногда всякие "потухшие звезды" с целью напомнить, что "кому-то мы еще нужны". О "Каргине-противостоящем-системе" уже подзабыли, экскурсионные "желтые бамперы" стали привычной частью пейзажа - и, если он действительно имеет политические амбиции, любой информационный шум в этом ключе ему только на руку. Хотя версия, надо признать, не очень вероятная: при большом объеме затраченных усилий и денег особого шума не поднялось.

Так или иначе, событие для нашей политической жизни произошло нерядовое. После 2010-го "черный пиар" постепенно исчезает из инструментов предвыборной борьбы (да и вообще из жизни), и сталкиваемся мы с ним нечасто. А тут на тебе: полномасштабная атака! Не перевелись еще, значит, на нижегородчине "плохие парни", сочинявшие перлы вроде "Феи за Андрея" или "Обращение коллег к Сорокину".

А значит, дальше будет еще интереснее...