Источник: проезд в нижегородских автобусах подорожает до 25 рублей

Думская комиссия по транспорту соответствовала предмету своих забот. Заседание проходило нервно, медленно и с большим отрывом от регламента – в общем, совсем так, как функционируют нижегородские автобусы, трамваи и троллейбусы. И если бы не брат Кондрашова и шурин Сорокина, которые на заседании сидели рядом и о чём-то дружелюбно шептались, можно было бы подумать, что город так и не найдет политических и экономических компромиссов. В качестве «аллергена» депутатской безмятежности снова выступил Евгений Лазарев. Своими вопросами о долгах МП «Нижегородпассажиравтотранс» он вывел из себя председателя комиссии Алексея Гойхмана, у которого от напряжения запотели очки. «Вы ведете себя тут, как прокурор», – сделал замечание коллеге Гойхман и степенно продолжил вести заседание. За три часа парламентарии в очередной раз обсудили внедрение системы АСКОП, заклеймили позором нелегальных перевозчиков и поговорили о перспективах развития велоинфраструктуры. Последний вопрос повестки дня был как нельзя кстати , так как основной муниципальный перевозчик «Нижегородпассажиравтотранс» отрапортовал о 700 миллионах кредиторской задолженности.

Удивительное – рядом. Несмотря на то, что ситуация с долгами НПАТ на слуху вот уже более 2 лет, депутатам, особенно тем, кто в думе сидит уже не первый созыв, удается удивленно поднимать брови и поражаться драматической судьбе нижегородских автобусов. Очевидно, чтобы еще раз испытать свои актерские способности, на комиссию в очередной раз позвали представителя МП «Нижегородпассажиравтотранса». На этот раз вместо гендиректора пришел его заместитель Александр Хватов. Его шеф, вероятно, в 10-й раз не захотел рассказывать, почему МАЗы и ЛИаЗы вместо топлива ездят на голом энтузиазме сотрудников.

Александр Хватов в своем повествовании был печален: кредиторская задолженность НПАП достигла отметки в 700 миллионов. Из них 127 миллионов – это долги по налогам, 80 – за топливо. Раньше было еще хуже, признался Хватов и вздрогнул в голосе:

«На 1 января долг за топливо был равен 128 млн рублей, но в течение января свою задолженность перед нами частично погасила городская администрация – в размере 50 млн рублей из 94 млн рублей долга, и мы перевели эту сумму «Пассажирнефтьсерсвис-НН».

Кстати, если сравнивать ситуацию с прошлым годом, то сравнение будет не в пользу текущего положения дел. Ведь за 12 месяцев кредиторка выросла на 304 миллиона рублей! Среди причин экономического коллапса стоит выделить несколько факторов. Во-первых, транспортное предприятие не получило от администрации города субсидию в размере 94 миллионов рублей. Во-вторых, НПАП не выполнило план по доходам, который составлял 264 миллиона. К снижению выручки привел «падеж» пассажиропотока – за год он упал на 9,5%. «Если в 2014 году мы перевезли 95 миллионов человек, то за 2015 – всего 86 миллионов», – посетовал заместитель руководителя НПАП.

Свою негативную роль сыграли и третьи лица, которые не занимаются транспортным обслуживаниям населения, но продают проездные билеты. Среди таких бизнес- инноваторов – ООО «Русская тройка». В результате такой «подрывной» деятельности автобусное предприятие дополнительно недополучило 160 миллионов рублей.

«И что же делать?!», – резонно задал вопрос депутат Игорь Нагорный. Александр Хватов ответил, что у них есть антикризисный план. Первая надежда на внедрение системы АСКОП, она полноценно должна заработать в 2016 году, вторая надежда – на повышение штрафов для безбилетных пассажиров, третья – на сокращение сотрудников и подвижного состава.

«Если сейчас мы по плану выпускаем 512 машин в день, то готовы сократить это число до 420 машин, – пояснил Александр Хватов. – А при установке стационарных валидаторов появится возможность сократить кондукторский состав. Это даст 120 миллионов рублей в год». Всего же, по предварительным расчетам, антикризисная программа НПАП позволит достичь экономического эффекта в 300 миллионов рублей, что коренным образом должно изменить ситуацию с кредиторской задолженностью этого предприятия.

Однако депутат Евгений Лазарев решил разбавить пастельные тона оптимизма ядовитыми красками критики. Направлена она была на стоимость топлива, которым заправляются нижегородские автобусы.

«Знаете, что говорят горожане? Розничная цена топлива – 34 рубля, а по контракту вас заправляют по 36,10! Это же оптовые закупки, значит, они должны быть дешевле, – возмущался Лазарев. – Почему такое безобразие происходит?».

Александр Хватов от такой психологической атаки растерялся и ему на помощь тут же поспешил Алексей Гойхман. Не менее эмоционально, чем его оппонент, он объяснил, что поставщики, видя финансовое положение муниципалитета, не хотят рисковать даже по завышенным расценкам. На минувший конкурс, например, заявилась всего одна компания. Выступлению Гойхмана аккомпанировал Нагорный, который ритмично поддакивал и кивал в конце каждого предложения председателя комиссии. Но депутата Лазарева их аргументы не убедили.
«В каждом парке НПАП у «Пассажирнефтьсервиса», компании которая выигрывает конкурсы, стоят свои АЗС. Им позволили их разместить. В одном случае для этого даже снесли муниципальные здания, – подчеркнул Лазарев. – И вот ради этой компании проводятся конкурсы. Условием этих конкурсов является наличие АЗС в парках НПАП». Справедливости ради стоит отметить, что такое условие из последнего соглашения исчезло, а вот «Пассажирнефтьсервис» осталась.

«Мне очень нравится, как вы выступаете на комиссиях, – разозлился Алексей Гойхман. – Иногда мне кажется, что вы прокурор. Легко вам говорить: мол, есть преференции одной компании, есть транспортная мафия . А доказательства где?».

В итоге депутаты решили не ссориться и на следующих комиссиях продолжить мониторить ситуацию с главным муниципальным перевозчиком.

Между тем, как стало известно «НС» в недрах городской администрации зреет предложение повысить проезд до 25 рублей. Это решение откладывалось целый год, и на фоне снижения стоимости нефти, при котором парадоксально дорожает бензин, вынужденная мера промедлений больше не терпит.«Себестоимость проезда сейчас составляет 24 рубля. Один рубль пойдет на развитие, всё честно, – на условиях анонимности заявил высокопоставленный чиновник городской администрации. – Правда, Белову вряд ли будет удобно начинать своё руководство с таких непопулярных решений. Но выбора уже нет – иначе банкротство».

Ростислав Полонский

  1. Уважаемые журналисты Вы разберитесь кто протолкнул Цыганкова на должность директора НПАТ (говорят В.Панов) и почему прокуратура не возбуждает дело о хищениях в Нижегородпассажиравтотранс. Дело Семечкина живет и хорошо кушает. А что касается повышения тарифа на проезд, так тут к гадалке не ходи, это любимый конёк А. Хойхмана.