И честные сменят профессионалов

У большинства россиян нет служебных автомобилей, да и личных – тоже не нажили. Но рассуждают наши граждане вполне себе аполитично. У кого есть деньги – едут отдыхать, у кого нет – угрюмо переживают кризис. А тут еще про какие-то там выборы в Госдуму социологи спрашивают!

За пару месяцев до прошлых выборов в парламент (2011 год) замеры показали, что интерес россиян к данному мероприятию был на уровне 62%, то есть две трети сограждан думали или говорили на эту тему. Теперь же, если верить «Левада-Центру», таких людей резко поубавилось. Резко – это сразу на четверть или до 45%.

Не особо удивляет, конечно, если вспомнить, что две трети граждан, по данным ВЦИОМа, даже не знают, когда состоятся выборы, а почти половина голосовать не собирается. Тут стоит передать привет партийным пиарщикам и СМИ – как федеральным, так и местным. Эффективность радует.

Партия власти по-прежнему держится исключительно на авторитете своих лидеров. 29% ее сторонников будут голосовать за «ЕР» именно поэтому, ну и еще 25% – потому, что они и есть партия власти. Лозунги же и программы «Единой России» оказались привлекательными только для 16% людей, собирающихся отдать за нее голоса, свидетельствует опрос.

С коммунистами – картина ровно обратная. 20% сторонников партии вдохновляет сама личность Зюганова, зато 46% собираются голосовать за близкие сердцу лозунги и программу КПРФ. Для «Справедливой России» это соотношение не сильно отличается – 13 против 42%. А вот ЛДПР, как и единороссы могут уповать только на фактор привлекательности своего лидера.

опрос-1Все факторы и институты, кроме президентской власти, для избирателя сегодня вторичны. По словам социолога Александра Прудника, пять лет назад выборы прроходили в условиях высокой политизации населения и роста протестных настроений. Сейчас же, на этапе экономического кризиса, люди предпочитают не думать о политике, формируют запрос на устойчивость и стабильность во власти. Летнее время тоже влияет на низкую активность избирателей, но при высокой степени политизации сезонный фактор был бы куда менее заметен.

прудникАлександр Прудник, старший научный сотрудник Приволжского филиала Института социологии РАН:

– В Нижегородской области установки избирателей соответствуют общероссийским, хотя и есть незначительные отклонения. Интерес к выборам невысок – это реальность. При этом очень высок уровень поддержки первых лиц. Выборы интересны обществу тогда, когда у него есть установки на политические изменения. В сознании избирателя выборы – это и есть инструмент таких изменений. Когда к переменам не стремятся, то интерес к смене власти через выборы резко снижается.

Впрочем, у столь низкого интереса к дате 18 сентября есть еще одно объяснение, хотя нынешним депутатам оно вряд ли понравится. По данным того же «Левада», 44% россиян лишь смутно догадываются, что делала Госдума все последние годы, а 46% не могут похвастаться даже этим.

dade7b601ac4759dc7a91a05c249c7eb

Две трети опрошенных оценивают работу депутатов негативно: 41% – скорее отрицательно, 21% – резко отрицательно. Портрет ожидаемого в новой Думе депутата на этот раз несколько отличается. Во главу угла респонденты ставят его честность, в то время как пять лет назад на первом месте был профессионализм.

Фото vk.com, duma.gov.ru, atkritka.com