Горьковскому автозаводу – 85 лет

Еще пару десятилетий тому назад это был бы важный городской праздник. Сегодня, скорее, просто корпоративная дата, но важная для многих нижегородцев – просто в силу масштаба предприятия. 1 января 2017 года исполняется 85 лет со дня основания Горьковского автозавода – ключевого предприятия «Группы ГАЗ», которая входит в промышленный холдинг «Базовый Элемент». Кроме того, эта дата – фактически день начала массовой автомобилизации нашей страны.

Решение строить в Нижнем Новгороде автозавод полного производственного цикла (“автогигант”, как его сразу окрестили в СССР) было принято в конце 20-х годов, когда стало ясно, что необходимо срочно сокращать техническое отставание советского государства от стран-лидеров автопрома.  Завод был построен за 18 месяцев в тесном сотрудничестве с корпорацией “Форд” и вступил в строй в начале января 1932 года. А 29 января с конвейера сошел первый грузовик – «полуторка» ГАЗ-АА (заглавное фото).

Строительство завода

Строительство завода

С тех пор Горьковский автомобильный – традиционно главный в стране поставщик легких коммерческих и среднетоннажных грузовых автомобилей. С именем Горьковского автозавода связан масштабный переход страны на автомобильный транспорт (оснащение сельского хозяйства среднетоннажными грузовиками, организация пассажирских таксоперевозок и т.д.). С момента основания ГАЗ выпустил более 18 млн грузовых и легковых автомобилей, освоил производство свыше 350 моделей и модификаций техники.

По автомобилям ГАЗ можно проследить историю становления и развития отечественного автомобилестроения. Многие из них олицетворяют целые эпохи в жизни государства. Среди наиболее известных моделей Горьковского автомобильного завода – легендарные «эмка» и «полуторка» ГАЗ-АА, знаменитые грузовые автомобили ГАЗ-66, ГАЗ-52 и ГАЗ-53, легковые автомобили «Победа», «Волга» и «Чайка». В 90-е годы полуторка «ГАЗель» сыграла огромную роль в становлении рыночной экономики, расширении грузовых и пассажирских перевозок, дала импульс развитию российского предпринимательства.

Главный конвейер, 1937 год

Главный конвейер, 1937 год

Горьковский автозавод сыграл огромную роль в развитии других предприятий отрасли – накопленный опыт специалисты ГАЗа передавали Ульяновскому автомобильному заводу, Волжскому автозаводу, Камскому комплексу заводов по производству грузовых автомобилей и др. На Горьковском автозаводе сформировалась конструкторская автомобилестроительная школа страны: ГАЗ в короткий срок освоил полный технологический цикл создания автомобилей и сформировал базу подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроительной отрасли.

В годы Великой Отечественной войны автогигант сыграл важную роль в достижении Победы над врагом. В короткий срок предприятие перешло на массовый выпуск военной продукции – танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов.

t-60Автозаводские танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, являются одним из символов Победы под Москвой. Многие рабочие и инженеры завода, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни, защищая Родину. Коллектив предприятия за самоотверженный труд в годы войны отмечен тремя орденами – Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Тысячи автозаводцев награждены орденами и медалями, заводу 33 раза присуждалось переходящее знамя Государственного комитета обороны.

В послевоенный период завод стал выпускать новые модели грузовых и легковых машин, разработка которых не прекращалась и в военные годы. Эта техника участвовала в восстановлении разрушенных во время войны предприятий, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа.

Район вокруг автомобильного завода стал самым густонаселенным в Горьком (Нижнем Новгороде), на головном производстве, смежных и дочерних предприятиях ГАЗа в советские годы работало более 100 тысяч человек.

21 июля 1994 года, первая "Газель" покидает проходную завода. Фото auto.mail.ru

21 июля 1994 года, первая “Газель” покидает проходную завода. Фото auto.mail.ru

В 1994 году завод приступил к выпуску автомобилей «ГАЗель», позволивших в сложных условиях переходного периода не только сохранить коллектив и производственный потенциал самого завода, но и дать новый импульс развитию всей экономике страны.

В начале 2000-х годов ГАЗ вошел в состав активов Олега Дерипаски и стал основой для создания ведущего российского холдинга по производству коммерческого транспорта – «Группы ГАЗ». Уже в новейшей своей истории ГАЗ отказался от выпуска легковых автомобилей под собственным брендом (проект выпуска автомобиля Volga Siber – перелицованного Chrysler Sebring – был “подкошен” кризисом 2008 – 2010 годов), но сохраняет ведущие позиции на рынке грузовиков и микроавтобусов.

volga-siber

Volga Siber на данный момент – последний легковой автомобиль ГАЗа. На фото АвтоНавигатора.ру Владимир Путин оценивает первый выпущенный Siber.

Сегодня завод выпускает широкий модельный ряд легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей: микроавтобусы, фургоны и фургоны-комби, шасси, бортовые автомобили. На базе автомобилей ГАЗ изготавливается свыше 300 видов спецтехники: автомобили скорой медицинской помощи, школьные автобусы, автоцистерны, самосвалы, эвакуаторы, инкассаторские автомобили и др. Самые популярные автомобильные бренды завода – «ГАЗель», «Соболь» и «ГАЗон». Завод сохраняет лидерство на российском рынке, занимая долю около 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей и около 70% в сегменте среднетоннажных грузовиков. ГАЗ также является одним из лидеров отечественного автокомпонентного рынка.

За последние пять лет ГАЗ полностью обновил модельный ряд и разработал новое поколение автомобилей семейства NEXT с улучшенными потребительскими характеристиками.

На конвейере - ГАЗон NEXT

На конвейере – ГАЗон NEXT

ГАЗ реализует на своей площадке инвестиционные проекты в сотрудничестве с международными партнерами – компаниями Volkswagen и Daimler. Организовано производство полного цикла легковых автомобилей Škoda Octavia, Škoda Yeti, Volkswagen Jetta и коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. До последнего экономического кризиса среди партнеров ГАЗ была и корпорация GM (контрактная сборка Chevrolet Aveo), но сотрудничество закончилось в связи с уходом американцев с российского рынка массовых автомобилей.

85 лет – возраст, которого не смогли достичь многие именитые автомобильные бренды, но марка ГАЗ по-прежнему жива, более того – развивается. Руководство автохолдинга в день юбилея головного предприятия предпочитает не вспоминать о некоторых рыночных ошибках и говорит прежде всего о преемственности поколений автостроителей Горького-Нижнего Новгорода.

Вадим Сорокин, президент «Группы ГАЗ»:

– Сегодня Горьковский автомобильный завод – это промышленный символ и национальное достояние России, 85 лет успеха. Бережно сохраняя накопленные традиции, ГАЗ с уверенностью смотрит в будущее, продолжая выпускать машины, востребованные всей страной, осваивая новые сегменты рынка и расширяя географию продаж. Залогом успеха завода является высокий профессионализм его коллектива: на протяжении всего существования ГАЗа основной ценностью предприятия являются его люди – творцы истории российского автомобилестроения.

Фото пресс-службы “Группы ГАЗ”, profkom.gaz.ru, auto.mail.ru, autonavigator.ru