Дмитрий Смирнов: «Ребята до сих пор берут в руки гитары»

Накануне в Нижнем завершился весенний фестиваль «Рок Талант». Молодые музыканты играли не просто для преданных фанатов, но и ради возможности прогреметь на весь город: по итогам «Рок Таланта» четверка лучших коллективов будет включена в лайн-ап юбилейного фестиваля «Рок чистой воды». Он пройдет на площади Минина 30 июля с участием групп «ЧайФ», «АукцЫон», «Телевизор», иностранных гостей Weekend At Wikiki, а также ветеранов нижегородской рок-сцены – групп «Хроноп» и «Последний приют». И вот в такой компании предлагается засветиться молодым «рок-талантам»!

Четверка лучших будет окончательно отобрана к среде, а пока – интервью с организатором «Рок-таланта», основателем группы «Последний приют» Дмитрием Смирновым.

– То, что молодым нижегородским командам предоставляется шанс сыграть на одной сцене с мэтрами – это, безусловно, прямое продолжения традиций “Рока чистой воды” 30-летней давности. Тогда участников фестиваля тоже особо не делили по степени мастеровитости и известности. Насколько достойно, на твой взгляд, новички представят Нижний Новгород?

– Кратко: весьма и весьма достойно. Играть умеют все, гитары настраивают как положено, хитовые песни есть, молодой задор – тоже.

рок талант 1

 – Ты всегда очень тактичен в оценках уровня участников фестиваля “Рок-талант”. А если не называть конкретных имен, если совсем по-честному – какой он, уровень нынешней рок-молодежи в Нижнем Новгороде?

– Да он всегда был достаточно высок. Другое дело, что есть ряд определённых факторов, вследствие которых наш город не стал “третьей столицей рок-н-ролла” в России. Но говорить об этом нужно, пожалуй, в рамках отдельного интервью, так как тема не очень проста, и  при этом весьма обширна. Вкратце – есть ряд «болячек», характерных для всего российского рока, и в нашем городе они особенно, так сказать, убийственны для рок-музыкантов.

– Вот чувствую, что не договариваешь! Интересно же, что за «болячки» такие! Вот расскажешь – и облегчишь многим молодым выбор: заниматься этим дальше или не стоит!

– В российском роке традиционно превалирует текстовая составляющая. У нас слово важнее звука. Причём это черта менталитета, бороться с этим бессмысленно. Отсюда (сам примерь на наши нижегородские реалии) – все группы звучат одинаково-стандартно. Попыток найти что-то новое в разделе «музыка» не наблюдается ни у кого. Бывают удачи в виде хитов – но это не показатель, здесь судить надо по общему звучанию группы, по её подходу к аранжировкам и инструментарию.

Я писал об этом в рецензии на один из последних концертов фестиваля «Рок Талант» (речь идёт о группах стилистика «ска-панк»), процитирую: «Вот прочитал то, что написано, и понял, что ровно это же можно написать и про все остальные коллективы в том сете. У меня вообще впечатление, что наши отечественные коллективы, играющие поп-ска-панк, за образец берут либо «Элизиум», либо «Ленинград». Почему-то никто не берет за образец, например, какой-нибудь Madness. И оттого начинает казаться, что слушаешь – да, веселый, да, драйвовый, грамотный профессионально, да, отлично звучащий… но таки один и тот же коллектив. Мне скажут «стилистика такая». Ну, да, стилистика такая… не особо разнообразная. Но все-таки, слушая, допустим, продукцию 2Tone Records, вы можете легко отличить тот же Madness от The Specials, причем с первых же тактов, причем не задумываясь. А вот в нашем отечественном случае сделать это намнооооого сложнее».

– Правильные вещи говоришь, но поймут ли молодые?

– Цитата выглядит заумно – мало кто вообще поймёт, о чём это я тут распинаюсь. Возможно, кто-то из рок-музыкантов постарше поймёт.

В общем, главная беда – ВСЕ ОДИНАКОВЫЕ, как певички на «Евровидении» (так понятнее?). Я отнюдь не призываю бородатых женщин на сцену, я в данном случае говорю не о шоу, а о звуке и мелодике – о звуковой стороне дела. Попробуйте на «Евровидении» на слух отличить одну певицу от другой – ну, пару-тройку вы отличите. Остальные – одинаковы. Но «Евровидение» – это, как общеизвестно, конкурс европейской художественной самодеятельности, и там никто не ставит своей целью выбиться на большую сцену (кроме стран СНГ, откуда участники приезжают прямо с местной большой сцены).

Я отвлёкся. Возвращаясь к музыкальной составляющей – и это только «делай РАЗ». А ещё есть и «делай ДВА». Три. Четыре. Пять… и всё вместе – это составляющие нашего неуспеха. А достаточно провалить всего один (любой) из этих факторов – и конец.

Есть старый анекдот – «Почему меня, короля, не встретили торжественным салютом из двадцати одного залпа орудий?»  – «Видите ли, Ваше величество, тому есть пять причин. Во-первых, нет пороха…»

смирнов1

– Тогда обратный вопрос: что внушает оптимизм в этой ситуации?

– Внушает оптимизм то, что ребята до сих пор берут в руки гитары и выходят на сцену. Им это надо. Они готовы этим заниматься. И при этом их число велико – только на последний сет фестиваля «Рок Талант» было подано свыше пятидесяти заявок на участие.

– С фестивалем “Рок чистой воды”, как выясняется, у многих нижегородцев сегодня связаны самые приятные воспоминания. А что вспоминается тебе?  

– Я не могу вспомнить что-то отдельно. Но главное, что могу сказать – любой организатор знает, что при проведении любого мероприятия есть положительные моменты, есть и негативные. И если негатива больше, то любой человек откажется от дальнейших действий. А в “Рок Таланте” для меня как для “орга” позитива так много, что любые накладки, неприятности и хлопоты по сравнению с ним выглядят совершеннейшими мелочами.

Легендарный "Рок чистой воды"

Легендарный “Рок чистой воды”

– Чего ты как участник и организатор ждешь от нового “РЧВ”?

– В первую очередь возрождение традиций. Во-вторую – продолжения. Я уже думаю о том, какой он будет, Рок Чистой Воды – 2017.

– Россия, как говорил БГ, “неритмичная страна”, а Нижний Новгород, очевидно, не самый ритмичный город в этой стране. Рок-н-ролл в Нижнем сегодня “рулит”?  

– Нет, не “рулит”, и не будет “рулить” никогда. Но дело в том, что рок-н-ролл никогда не существовал «благодаря». Он всегда был, есть и будет – «вопреки». В том и весь его интерес – идти против течения, против общественного мнения, против всеобщего интереса к чему-то другому.

– Насколько сложно было в “купеческом” Нижнем найти понимание властей при организации фестиваля?

– Я курирую определённые вопросы, не связанные с взаимодействием фестиваля и официальных властей, поэтому могу сказать только одно – идея проведения “Рока чистой воды” возникла несколько лет назад, мы все к ней шли долго, работа была проведена огромная. И мы все надеемся на то, что результаты нашего труда порадуют не только нас, но и всех нижегородцев, которые придут на площадь Минина 30 июля. Ждём всех на праздник лета и отличной музыки!