Для нижегородских чиновников разработали Кодекс этики

В министерстве труда и социальной защиты РФ разработали кодекс этики поведения для чиновников. Многим госслужащим придется хорошо потрудиться, чтобы их поведение соответствовало кодексу. Распространяться документ будет абсолютно на всех, начиная с представителей местных органов самоуправления, заканчивая должностью министра.

1_128530Основных этических принципов в документе шесть: общественное служение, законность, лояльность, социальная ответственность, открытость и подотчетность, честность и беспристрастность. В кодексе нет четких ограничений, что обязан делать государственный служащий, однако при выполнении своих должностных обязанностей он должен придерживаться принципами лояльности, честности и беспристрастности, открытости, социальной ответственности. Интересно, что в списке требований есть пункт о публичных выступлениях чиновников. Госслужащие должны воздержаться от публичных оценок в отношении государственных органов, а также их руководителей.

К тому же в кодексе отдельным пунктом прописано об уважительном отношении к средствам массовой информации. Документ призывает оказывать редакциям содействие в получении достоверной информации. Помимо прочего чиновникам запрещают использовать свое служебное положение для оказания влияния на государственные органы и при решении личных вопросов.

Любопытно, что об этом нововведении думают сами чиновники? Своим мнением с нами поделился глава администрации Нижегородского района Игорь Согин:

dlkki 200– Любая инициатива, направленная на повышение прозрачности работы и ответственности властей, мною приветствуется, так как отсутствие или недостаток подобной информации  часто приводит к недопониманию и зарождает подозрения в обществе. Кодекс этики поведения сотрудников – это инструмент, который широко и успешно используется в управлении многими российскими и мировыми компаниями. Будет ли работать Кодекс этики поведения для чиновников, –  почему нет?! Думаю, не стоит ждать сиюмоментного результата, но свод определенных моральных и этических правил поведения корпоративных сотрудников неоднократно доказывал свою эффективность в мировой практике. Во всяком случае, знать наизусть и следовать этому кодексу будет обязан любой человек, поступающий на государственную службу. Что касается пунктов этого Кодекса, главное, что должен понимать чиновник – он служит интересам общества и государства открыто, честно, беспристрастно. И неукоснительно следовать этому.

Кстати, обязательность соблюдения кодекса Минтруд предлагает закрепить поправками к федеральным законам “О противодействии коррупции”, “О государственной гражданской службе РФ” и “О муниципальной службе в РФ”. Если несоблюдение чиновником этических норм повлечет за собой “причинение ущерба” репутации госслужащего или авторитету госучреждения, он будет нести ответственность “в виде морального осуждения”. Материальный ущерб будет грозить чиновнику “привлечением его к юридической ответственности”.

О Кодексе этики для чиновников мы поговорили и с координатором группы «Региональная экспертная стратегия», кандидатом политических наук, доцентом кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова Евгением Семеновым:

семенов– Это давным-давно назревшая проблема, потому что этическая модель при современном менеджменте предъявляет чиновничеству только требование к компетенции, знаниям и навыкам, но не требования этического плана. Это характерно для транзитных процессов, которые в развивающихся странах (к коим относится и Россия) особенно заметны. Но вопрос в другом. Этика находится над правовым полем и правоприменительная практика в отношении этичного или неэтичного поведения кого-либо нереальна. Невозможно рассматривать чиновников, как особую категорию. Здесь мы имеем на лицо конфликт: с одной стороны – необходимость, с другой – невозможность реализации, так как закон и этика развиваются и существуют параллельно.

Не думаю, что нижегородские чиновники выпадают из общего контекста, связанного с оценкой их профессионального и этического уровня. Они не лучше и не хуже, они такие же, как во всей стране.  Время от времени вопросы об этике поднимаются на уровне муниципального и регионального правительства. Но за последние 20 лет я ни разу не слышал, чтобы эти вопросы не только поднимали, но и детально рассматривали и принимали какие-то конкретные решения по этическим принципам.

Кстати, это далеко не первая попытка приструнить чиновников на государственном уровне. Но разработанный в 2010 году аналогичный документ не работал.

Необходимость этических рамок для бюрократов признавалась еще в начале 1990-х годов, но тогда удалось лишь разобраться с функциональными и профессиональными обязанностями чиновничества, узаконив их в “Основах государственной службы” (1995 год). В 2003 году депутаты от СПС (лидером фракции был Борис Немцов) разработали проект Кодекса поведения государственных служащих РФ. Авторы проекта считали, что правила поведения для чиновников не могут устанавливать сами чиновники. Но в 2003 году демократы проиграли выборы, а в Госдуме нового созыва кодексом не заинтересовалась ни одна из фракций. Тем не менее некоторые положения того проекта (в частности, “конфликт интересов”) в 2008 году были включены в антикоррупционные законы.

В 2010 году президентский Совет по противодействию коррупции разработал “Типовой кодекс этики и служебного поведения госслужащих РФ”. Однако, как отмечается в пояснительной записке Минтруда, новый проект кодекса был подготовлен, поскольку типовой кодекс “носит декларативный характер, в связи с чем не достигается его эффективное исполнение”.

Что ж, посмотрим, что получится на этот раз.