«Деньги есть – вы потерпите!»

Кошмар в оранжевом жилете возвращается! Весной Нижний Новгород затевает авральный ремонт всех центральных магистралей – это последний шанс понравиться будущим гостям мирового чемпионата по футболу. Власти уже обещают растянуть программу ремонта на весь теплый сезон, чтобы хоть как-то снизить красноту «Яндекс.Пробок». Но призывы к нижегородцам «набраться терпения» уже прозвучали.

Конечно, это не только проблема Нижнего Новгорода. Когда 2 декабря 2010 года в Цюрихе объявляли, что ЧМ-2018 пройдет именно в России, казалось, что для городов-хозяев это будет гигантский толчок, прорыв к новому будущему.

Но 2010 год во многих смыслах – уже совсем другая эпоха. Сегодня вместо надежд на «импульс в развитии» практически во всех городах мечтают лишь об одном: перетерпеть и выдохнуть.

67 объектов

Тем не менее, именно дороги – то немногое, что реально послужит каждому жителю города после того, как чемпионат закончится. Если и приводить их в порядок к приезду гостей, то именно в этом году – в следующем уже не успеем. Для администрации Нижнего Новгорода стартует главный экзамен на профпригодность, по сравнению с которым прошлогодний ремонт Молитовского моста – просто семечки.

Сергей Белов, глава администрации Нижнего Новгорода:

– Эту работу нужно будет отслеживать в постоянном режиме, потому что 2,3 млрд рублей [на ремонт дорог] город Нижний Новгород не видел, наверное, последние тридцать лет. Работа будет сделана большая, и я призываю жителей Нижнего Новгорода, конечно, набраться терпения.

Всего предстоит отремонтировать 1 миллион 600 тысяч квадратных метров асфальтобетонного полотна – и это не считая отдельной программы по ремонту дворовых дорог. Это прежде всего главные городские магистрали и въезды в город: Московское и Казанское шоссе, проспекты Гагарина и Ленина, улица Ванеева и т.д. Для сравнения: ремонтные работы прошлой осени по масштабам были почти в пять раз скромнее.

По словам главы дорожного департамента Андрея Жижина, конкурсная документация готова, и уже завтра она будет размещена на площадке электронных торгов. К концу марта планируется заключить все договоры с подрядчиками, а уже в апреле начать работы – то, что позволит погода. Но первые квадратные метры нового дорожного полотна появятся уже в мае, когда станет по-настоящему тепло.

Конечно, в условиях тотального дорожного ремонта для горожан важнее всего не потерять способность передвигаться по городу. О том, как это планирует обеспечить власть, известно пока немногое.

Андрей Жижин, директор департамента благоустройства и дорожного хозяйства Нижнего Новгорода:

– Программа понятна – 67 основных участков дорог. Когда определим подрядчиков – соберем совещание, определим порядок работ, чтобы не заблокировать город. В основном будем, конечно, работать по ночам, чтобы минимально блокировать какие-то участки дорог. Будем искать также пути объезда этих дорог, но всю эту логистику выстроим уже после того, как определятся подрядчики.

Не очень понятно, как названия фирм-исполнителей работ связаны с алгоритмом разведения транспортных потоков… Наверное, какая-то связь есть – мы сможем проверить эту логику властей только летом, во время ремонтной кампании.

Дворы

2,3 миллиарда выделяют только на центральные дороги Нижнего, но будут еще и деньги на ремонт дворовых проездов. Здесь связь с ЧМ-2018 менее очевидна, поэтому и реальные суммы еще не известны. Более того, глава администрации уже беспокоится.

Сергей Белов, глава администрации Нижнего Новгорода:

– Мы с нетерпением ждем этой программы. У меня, скажем так, есть волнение, потому что время идет, а у меня есть информация, что минфин Российской Федерации и правительство Нижегородской области по каким-то независящим от правительства области причинам еще не заключили соглашение. Но я думаю, что в ближайшие день-два-три оно будет заключено.

В рамках этого соглашения, по словам Белова, в регион должно прийти 584 миллиона федеральных рублей, еще 444 миллиона добавит областной бюджет. Но не все эти деньги предназначены Нижнему Новгороду – конечную цифру определит региональное правительство.

Районные администрации Нижнего уже отмониторили все дворы, подготовили сметы, эскизы – и уселись ждать.

Сергей Белов:

– Хотелось бы этот вопрос ускорить, конечно. Это в наших интересах: чем раньше мы начнем эту работу, тем быстрее и качественнее мы ее закончим. Чтобы не было у нас таких прецедентов, как осенью [2016 года], когда мы торопились, заканчивали [ремонт] не с должным качеством.

Гарантийный ремонт

К слову, о качестве ремонтных работ прошлой осени – разговор отдельный. Не только «Нижний сейчас», но и многие рядовые нижегородцы обращали внимание, что укладка асфальта в конце октября – это как-то слишком смело… Та ремонтная кампания касалась в основном центра города, а конечная приемка объектов растянулась на пару недель из-за массы недоделок.

Весной, когда из-под снега вылезают старые грехи дорожников, у каждого нижегородца будет возможность проверить, как выглядят недавно отремонтированные дороги центра. На всякий случай публикуем карту-шпаргалку.

 

Впрочем, Андрей Жижин в технологиях ремонта последних лет уверен. В людях, которые этот ремонт осуществляют, видимо, тоже. Но тем не менее, обещает, что за нарушение гарантийных сроков накажут.

Андрей Жижин, директор департамента благоустройства и дорожного хозяйства:

– У нас порядка 370 гарантийных участков дорог. Соответственно, с наступлением весны будет анализ. За каждым участком закреплен определенный куратор от департамента [благоустройства и дорожного хозяйства]. Будет объезд всех этих дорог и подрядчикам будут разосланы определенные письма для устранения этих деформаций. Но те щебеночно-мастичные участки дорог, которые мы делали в последние годы, работают практически без замечаний.

Запомним… Проверим… Мы не злопамятные – просто подвеску жалко!