Бессобытийный Нижний

Лето клонится к закату, а вспомнить из общегородских событий, по большому счёту, нечего: кинофестиваль – это, конечно, хорошо, но мало. Ах, да, еще – «Рок чистой воды» и AFP. А ведь нужно увеличивать поток въездного туризма в город! Как привлекать приезжих будем?

В основном сегодня гостям города предлагают исторические объекты, оставшиеся с давних пор.

Сергей Талалаев, руководитель креативного бюро «КиТ»:

– Нижний Новгород вдруг стал каким-то мелким, незначительным. Пропали события федерального масштаба. К нам на ярмарку в 90-х годах приезжали президент России, министры, члены правительства.

Событийный маркетинг – это продвижение чего-либо, например города или области, через организацию и проведение событий. Здесь слово «продвижение» следует воспринимать именно как элемент общего маркетинга, как создание условий для привлечения новых и удержания старых клиентов. Если рассматривать это явление как элемент маркетинга территорий, то это должно работать как на местных жителей, так и на приезжих, если мы говорим о физических лицах. Фраза от жителей города, набившая оскомину: «Нижний Новгород – скучный город, здесь ничего не происходит», говорит лишь о том, что мы плохо удерживаем старых клиентов, сейчас все события напоминают бурю в стакане.

Иронично к нижегородскому туризму относится председатель ассоциации поддержки развития общественного питания Нижегородской области «Объединение „Есть!“» Юрий Попов:

– Если говорить о нижегородском туризме, то моя ассоциация – это трёхлитровая банка с мёдом, заполненная наполовину. Самобытно. Вкусно. Полезно. Но – потенциально! Потому что не достанешь! Мобильная торговля и общественное питание как часть этой сферы в Нижнем Новгороде сегодня вне закона. Подтверждением служат рейды проверяющих на предпринимателей, работающих на Большой Покровской, итогом которых станет не переход из «серой» зоны в легальную, а закрытие бизнесов.

Тему подхватывает Денис Алексеев, pubman, как он сам себя определяет:

– В стране за последний год очень вырос внутренний туризм. Кто-то едет на рок- или фолк-фестивали. А кто-то – посмотреть кремль и прокатиться на канатной дороге. Вот для последних важны такие локальные события, как водная сцена «Рыба», фестиваль воздушных змеев, театры под открытым небом и тому подобное.

Нижегородская власть не хочет брать ответственность за массовые гуляния, кроме Дня города и Крещения. Совершенно не задействованы склоны верхней части города и обе великие реки. Предприниматели же используют в основном формат кулинарного отдыха.

Эксперты и участники рынка отмечают отсутствие у муниципалитета и региональных властей внятной стратегии событийного маркетинга. Впрочем, нет её и у нижегородских предпринимателей, пожалуй, кроме тех, что встроены в глобальные сети.

Не ждать милостей от природы, а придумывать события самим рекомендует Анна Вингурт, организатор путешествий. Её автобусные маршруты по районам области со стартом из Нижнего Новгорода стали событием не просто туристической сферы, но и культурной жизни региона. Да и личную жизнь некоторым нижегородцам те экскурсии помогли наладить.

Анна Вингурт, организатор путешествий:

– Что касается органов власти, их задача – обеспечить достойный уровень жизни. Если горожанам будет комфортно, каждый из нас с радостью напишет друзьям и родственникам по всему миру, поделится в социальных сетях, как прекрасно жить в Нижнем Новгороде. Услышав, люди сами поспешат посмотреть, так ли это, и приедут. Вот и поток туристов, в организацию которого ничего специально вкладывать не нужно.

Впрочем, нельзя не отметить активность нижегородцев, так сказать, «снизу»: велоэкскурсии по Нижнему Новгороду силами энтузиастов, еще какие-то локальные акции, активность проявляют исторические реконструкторы, регулярно проводящие мероприятия в Музее жизни и быта народов Поволжья на «Щелчке».

Денис Алексеев, pubman:

– Локальных событий становится больше, и они очень разнообразны. Есть Арсенал. Есть «Внеклассные чтения» и Drama Talk. А, главное, появляется больше людей, кому интересно создавать событие. И радует, что это в основе своей молодое поколение 90-х.

Снова к теме стратегии и технологии возвращает нас Сергей Талалаев, он системен и концептуален:

– Для стратегии в рамках Нижнего Новгорода необходимо определить так называемые сюжетные линии: что мы можем использовать в качестве основы событий. Есть одна серьёзная недоработка. Мой личный опыт сотрудничества с соответствующими службами субъектов федерации и МСУ говорит о том, что даже в случае организации чего-либо хорошего в сметах и прочей документации никогда не предусматриваются расходы на пропаганду, информационное обеспечение и прочее. Либо это идёт по остаточному принципу, либо это делается формально, для галочки-отчёта.