Бесконтактная система оплаты убытков

В рубрике “Муниципалы” мы рассказываем о достижениях и неудачах в работе городских предприятий. Непосредственным поводом для старта “Муниципалов” стало заявление директора департамента экономики города Ирины Семашко о том, что все муниципальные предприятия Нижнего должны стремиться если не к прибыли, то как минимум к самоокупаемости. Это прозвучало почти год назад, а совсем недавно – в марте нынешнего года – были оглашены (промежуточные?) итоги выполнения этой амбициозной цели. Пока хвастать особо нечем: только семь МП закончили 2016 год с прибылью, девять остаются убыточными.

Среди последних в абсолютных антилидерах – все транспортные МП. Казалось бы, именно эти муниципальные предприятия ближе многих других к “живым деньгам”, но руководители-транспортники сегодня очень осторожно говорят о хотя бы отдаленной перспективе “выхода в ноль”.

Возьмем, например, Нижегородское метро. Городские власти 11 апреля запустили громкий и многообещающий проект под названием «Бесконтактная система оплаты проезда». С помощью банковских карт международной платежной системы Mastercard и смартфонов с поддержкой ApplePay и SamsungPay теперь можно платить за билет одним касанием.

Глава города Иван Карнилин – как всегда с улыбкой на лице – спешит опробовать новую систему оплаты. Оптимизм понятен, ведь теперь платить за проезд можно так просто и быстро! Никаких очередей за жетонами, никакой мелочи в карманах. Главное, карту не забывать дома и всегда держать при себе. Картина рисуется радужная: пассажиропоток увеличится, деньги потекут в недра подземки . Может быть, как по мановению волшебной палочки, исчезнет и главная проблема – убытки нижегородского метро?

Но как только разговор заходит о проблемах, праздничные лица чиновников мрачнеют. На вопрос, какой сейчас размер долга Нижегородского метро, Александр Голофастов точно не ответил.

Александр Голофастов, директор департамента транспорта администрации Нижнего Новгорода:

– Есть задолженности по определенным платежам, в том числе в пенсионный фонд. Идет вопрос о реструктуризации долга. Это все долги прошлых лет.

Как ранее сообщали нижегородские СМИ, расходы МП «Нижегородское метро» превышали доходы более чем на 100 миллионов рублей. Из-за многомиллионных долгов возникала вероятность остановки работы метро. Судя по уклончивым ответам Александра Голофастова, ситуация не сильно изменилась.

Городские власти усердно стараются повысить привлекательность подземного вида транспорта техническими новинками. По мнению директора Нижегородского метро Олега Яушева, сейчас вся надежда на активность пассажиров.

Олег Яушев, директор Нижегородского метро:

– Чтобы работать без убытков, нам надо в два раза больше пассажиров возить. Сейчас пассажиропоток составляет в среднем 110 тысяч человек в сутки или порядка 3-3,5 млн пассажиров в месяц.

В качестве примера, директор департамента транспорта Александр Голофастов привел Новосибирск, где пассажиропоток превышает нижегородский почти в три раза.

Александр Голофастов, директор департамента транспорта администрации Нижнего Новгорода:

– Нужно просто популяризировать метро. Молодежь пойдет сразу. Это удобно. Город Новосибирск, к примеру, очень похож на Нижний Новгород. У них пассажиропоток в день порядка 300 тысяч человек.

Почему же нижегородцы так неохотно спускаются в подземку? Может быть дело в численности населения? В Новосибирске, если верить Википедии, проживает 1 млн 602 тыс человек. В Нижнем Новгороде – 1 млн 266 тысяч человек. Неужели разница в 336 тысяч человек – это те самые пассажиры, которых нам так не хватает в метро, чтобы покупать больше билетов и ликвидировать убытки?

С Новосибирском у нас действительно много общего. У них метро было запущено в 1985 году, также как в Нижнем Новгороде. Схемы расположения веток метро также в чем-то схожи. Они пересекают реки, в Новосибирске – Обь, в Нижнем Новгороде – Оку.

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Источник: twlwxt.appspot.com

Как можно видеть на карте, метро в Новосибирске также проходит через центр города. На периферии практически нет станций. И все же, этот вид транспорта пользуется там большей популярностью, нежели у нас. Хотя у нас на одну станцию больше: в Новосибирске их 13, в Нижнем Новгороде – 14.

НОВОСИБИРСК

Источник: moscow.super-pics.ru

Может быть, все дело в руководителе? На днях в новосибирских СМИ появилась информация о том, что метро теперь будет командовать генерал Аркадий Чмыхайло, который с 2015 года занимал пост заместителя начальника службы безопасности метрополитена. До этого генерал-майор Чмыхайло возглавлял пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области. Уж он-то поставит метро на правильные рельсы?!

Кстати, бесконтактную систему оплаты проезда банковскими картами в Новосибирске ввели уже год назад, в апреле 2016 года. А у нас только сейчас.

В защиту нашей подземки директор департамента транспорта Александр Голофастов заявляет о грядущем техническом переоснащении. Сейчас в метро установлено 250 камер видеонаблюдения, часть из них заменят.

Александр Голофастов, директор департамента транспорта администрации Нижнего Новгорода:

– Этого количества на данный момент достаточно, но произойдет замера камер на более современные. Новые камеры видеонаблюдения будут лучше «видеть» в темное время суток. Кроме того, увеличивается объем хранения данных.

Обещают транспортники и обновление подвижного состава.

Олег Яушев, директор Нижегородского метро:

– В течение 2017 года будет приобретено 23 новых вагона метро и 34 вагона будет отремонтировано. Это, так называемый, капитально-восстановительный ремонт. После этого, вагоны будут служить еще 30 лет. Есть определенная договоренность с заводом-изготовителем. Скоро будет объявляться конкурс на их приобретение. Определенные средства выделены региональным правительством. В соотношении 51 к 49. Пока нет конкурса, неизвестна сумма затрат. С учетом лизинговых платежей это может составить около 3 миллиардов рублей на 6 лет.

Затраты вырастут – поднимут ли стоимость проезда? Предполагается, что это произойдет в нынешнем году. Как заявляют в департаменте транспорта, сейчас идет разработка тарифного меню. К лету будет известно точно.

Если сравнивать все с тем же Новосибирском, то в начале 2017 года от властей поступило предложение включить так называемый “инвестиционный тариф” в оплату за проезд. За счет повышения стоимости сформировать фонд, средства которого пойдут на строительство новых линий и станций. Но мэр города встал на защиту пассажиров и раскритиковал это предложение.

Источник: https://news.rambler.ru/

Стоит ли нижегородцам ждать такого же ответа от Ивана Карнилина или Сергея Белова, когда стоимость проезда предложат повышать у нас? В принципе, что-то похожее Белов уже говорил: пока не повысим качество услуги, повышать стоимость неправильно. Но ведь всё равно повышают!

В 2012 году, когда открывали станцию метро “Горьковская”, многие оптимистично говорили о скором выходе метро на безубыточность. Не случилось… Сегодня Олег Яушев осторожно заявляет, что запуск станции “Стрелка” может повысить пассажиропоток до 200 тысяч в день, а это уже совсем близко к заветному “нулю”. Но что-то подсказывает, что стаи маршруток, дублирующие линии метрополитена, без боя не сдадутся.