Снег, пробки, снегопад, зима (4)

Банкиры дороже дорог

Честность – ценное качество нынешних нижегородских чиновников. Коли не обещает нам грядущая зима ничего хорошего, так и готовить к ней горожан надо заранее. У кого есть деньги – пусть окончательно пересаживаются на полный привод, у кого нет – осваивают лыжи и собачьи упряжки. Вот и департамент дорожного хозяйства без лишних кривляний и пафоса рисует картину зимнего города, заодно расписав и перспективы на весь будущий год.

Судя по всему, дорожников вновь хватит только на очистку от снега центральных улиц и остановок транспорта. Кратность уборки снижена, а о современных реагентах уж никто и не вспоминает. Именно так полуторамиллионный Нижний Новгород провел всю прошлую зиму. Природа тогда не жалела «подарков», а губернатор – эпитетов для мэрии. Чтобы понять, насколько все застряло на своих местах, достаточно обратиться к тревожным сообщениям годичной давности.

Снег, пробки, снегопад, зима (5)

В 2015 году на уборку и текущий ремонт улиц и дорог муниципалитет расщедрился на 800 миллионов рублей, в то время как планировалось 1,6 миллиарда. Сославшись на это, горадминистрация тогда объявила о снижении частоты уборки улиц и объемов вывозимого снега. Пятый город в России вернули в эпоху песко-соляных смесей, а реагенты обещали использовать лишь на съездах и мостах.

Нормативом уборки на 2016 год называлась сумма в 2,3 миллиарда рублей, из которых реальностью прошлой осенью казались лишь 837 миллионов.

снег

Если же верить свежим цифрам департамента дорожного хозяйства, в реальности все вышло еще хуже. Сумма, выделенная на содержание и уборку дорог в этом году, составила 695,4 миллиона рублей. Остальные 306,6 миллиона по этой статье город не увидит – они пойдут на погашение задолженностей за 2015 год.

Районным администрациям придется ограничить не только вывоз снега, но также ямочный ремонт, откачку воды и уборку мусора, ремонт ливневок и колодцев, применение современной техники, которая, кстати, есть. Годом ранее говорилось об ограниченном использовании реагентов, а сегодня даже песок и соль из советских времен заготавливаются с большим опозданием.

В вопросе улиц и дорог Нижнего Новгорода ноги чиновников растут прямо из головы. Такими весьма необычными наблюдениями за физиологией местных властей с «НС» поделился автоэксперт Александр Дейч. В качестве доказательства он приводит разный уровень уборки в районах города. Вдобавок, если бы львиная доля стоимости муниципальных контрактов не уходила мимо цели, Нижний Новгород смог бы сделать больше даже сегодня.

Александр Дейч, независимый автоэксперт:

— Когда мы видим, что в одном районе дела идут лучше, чем в другом, можно с уверенностью сказать, где работает административный ресурс и управление. А при наличии понятных сумм и честного тендера уборку дорог можно сделать дешевле и лучше. Для этого нужно приглашать компании, которые себя зарекомендовали и зайдут без откатов. Что тревожит? Тревожит отказ от современных технологий. Да, песко-соляная смесь меньше способствует коррозии автомобилей, зато к ней больше вопросов по скорости таяния снега, а значит и безопасности на дорогах. Мое мнение – мы увидим примерно то же качество уборки, что было предыдущей зимой.

Уже сейчас понятно, что в 2017 году возможностей для борьбы с ухабами и жижей у муниципалитета не прибавится. Из 1,2 миллиарда рублей, запланированных мэрией на дороги, только 750 миллионов пойдут на текущие нужды, остальные 450 миллионов — на выплаты долгов.

Не исключено, что зияющие пустоты власти попытаются заткнуть новыми заемными средствами. Накануне департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства объявил пять аукционов на получение кредитов общей суммой 3,5 миллиарда рублей. Деньги берутся на год, под 12-12,5%, а обслуживание кредитов Нижнему Новгороду обойдется в 674 миллиона рублей.

На этом фоне не лишне будет еще раз напомнить цифру расходов на дороги в 2016 году – 695,4 миллиона. Проще говоря, банкиры заработают на Нижнем Новгороде всего лишь на 20 миллионов меньше, чем город готов вложить в элементарный комфорт своих жителей. Для миллионника с муниципальным долгом 8,4 миллиарда и дефицитом бюджета 1,8 миллиарда живем мы весьма некисло.

Снег, пробки, снегопад, зима (8)

Гуманитарный технолог Константин Барановский искренне недоумевает, почему городская Дума в прошлом и нынешнем составе до сих пор не додумалась до муниципального займа. Ведь этот более долгосрочный инструмент выгоднее коммерческих кредитов, как минимум, на пару-тройку процентных пунктов, да и выплаты осуществляются не ежемесячно, а раз в три месяца.

Константин Барановский:

— Полтора года назад депутаты с порога отмели вариант облигационного займа. Причем я так и не понял аргументов: «Не хочем и все тут». А почему, ребята? Мне, конечно, не хотелось бы думать, что депутаты преследовали интересы банковского сообщества. Доказательств нет. Но все это наводит на мысль: с кем вы Дума и администрация?

У Нижнего Новгорода – хороший кредитный рейтинг, а финансовый блок мэрии возглавляет опытный антикризисный менеджер. Но это делает отсутствие внятной стратегии еще более странным, удивляется Барановский. На его взгляд, в городе нет перспективной программы, не видно потенциала для привлечения инвестиций, для развития производства, малого и среднего бизнеса, для роста поступлений от налога на прибыль и НДФЛ.

Константин Барановский:

— Это замечательно, когда город признает, мол, мы опять не подготовились и денег нет. Повинились, упали на колени, побились лбом об пол. А делать-то что? Сейчас вот бюджетный кредит у области просим и доходы от МФЦ. Но ведь это все тришкин кафтан. Отчекрыжили от рукавов — пришили к подолу, отчекрыжили от подола — пришили к рукавам. Это не похоже на управление. Я не знаю, как это называется.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.