Анна Гор: “Задача Арсенала – помочь найти ключи к искусству”

Прошло уже пять лет с тех пор, как у Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде появился по-настоящему подходящий дом – реконструированное здание Арсенала. Директора Поволжского филиала ГЦСИ Анну Гор можно поздравить с первым юбилеем, что “Нижний сейчас” и делает! 

Сегодня уже кажется, что Арсенал в его нынешнем виде существовал всегда. И это ощущение, пожалуй, лучше всего характеризует реальный вклад ГЦСИ в то, что иногда принято называть “культурным ландшафтом города”. Именно поэтому, говоря о результатах работы, Анна Марковна не придает большого значения цифрам – хотя и цифрами можно гордиться.

Анна Гор

– В прошлом году в Международный день музеев в Арсенал пришло 15 тысяч человек. Хотя это скорее массовое действо, а не момент какой то серьезной коммуникации. Вот мы каждую среду устраиваем день бесплатного посещения выставки для всех категорий зрителей. И на этот день люди заранее планируют свой поход к нам, приводят друзей, идут компаниями, приготавливаются специально, а не то что мимо проходили и случайно забрели, с таких моментов начинается формирование качественного зрителя.

Современное искусство становится не только достоянием выставочных залов и галерей, но и музеев. В мире этому процессу уже много лет, а в России он довольно новый. Современные художники работают в музеях с классическим искусством. В принципе разделение на современное и классическое, конечно, есть, но какого-то забора между ними уже не выстраивается. Их перемешивают, их рассматривают в одном контексте.

– Анна Марковна, насколько сложно приобщать зрителей к восприятию новых медиа?

– Публика в России не совсем готова воспринимать современное искусство и вообще современный язык культуры. Исторически это вполне обусловлено: в течение долгих десятилетий никакой информации об этом не было. И люди выросли среди представлений об изобразительности, сформированных искусством прошлого. Им кажется, что если похоже на жизнь, то всё понятно. Но для того, чтобы понимать искусство и открывать в нем какие-то новые смыслы, им нужно интересоваться, читать про него. Полагаться на своё неподготовленное впечатление очень сложно, многие смыслы останутся не раскрытыми, не выявленными. Когда нам о чем-то рассказали, то мы уже знаем, на что пристально смотреть. Главная задача Арсенала – это рассказывать об искусстве, помочь найти к нему ключи. Не столько специалистам, сколько просто людям, для которых искусство – способ познания и взаимодействия с миром.

Содействовать тому, чтоб художники появлялись на нашей территории, в некотором смысле проще. При необходимости его можно привезти откуда угодно – из Москвы, Новосибирска, Нью-Йорка, и он покажет здесь своё искусство. А вот зрителя мы привезти ниоткуда не сможем, зритель – это всегда наш человек, житель нашего города, который нуждается в искусстве таком же, как и житель любой столицы. Географическое неравноправие можно преодолеть только одним путем—сформировать запрос на качественное искусство, любое, в том числе и современное.Про искусство надо разговаривать. Когда художник делает художественное высказывание, он надеется на восприятие зрителя, предполагает диалог с ним.

– Как развивается в Арсенале кураторская практика?

– Примерно раз или два в год мы показываем крупный кураторский проект. Это значит, что выставка делается с оригинальной концепцией, для неё создаются специальные произведения, и работает она довольно долго. Мы начинаем за несколько лет её обдумывать, потом показываем публике, делаем серьезную параллельную программу, рассматривающую поставленную проблему с разных сторон. Выставками такого формата были «Метель», «Музей великих надежд», в прошлом году прошла выставка «Жизнь живых». В этом году, надеемся, будут два проекта. Сначала – «Свежий слой», проект про то, как наше современное уличное искусство фактически становится современным народным искусством, как много у него точек пересечения с традиционными народными промыслами Нижегородской области.

– Вы имеете в виду стрит-арт?

– Да, но очень своеобразный. Группа художников, которые сейчас на взлете, дала свой вариант стрит-арта, связанный не с культурой граффити, а с городской живописью. И мы любим, когда наши проекты делают приглашенные кураторы из других городов, когда есть взгляд извне. Мы не замыкаемся в своих представлениях об искусстве, а показываем разный спектр, разные подходы. Мне кажется, это обогащает ситуацию, делает наши выставки и другие проекты более интересными для зрителей.

Фото газеты “День города”

– К таким другим проектам можно, наверное, отнести конференцию «Культурные коды Стрелки», которая прошла у вас в феврале.

– Мы — жители Нижнего Новгорода, наследники его культурных традиций и не можем оставить их без внимания. Сейчас актуальна Стрелка, потом мы займемся какой-то иной проблемой, чтобы знать и чувствовать место, в котором живем. Это тот фокус, который для нас актуален сегодня. Мы живем в глобальном мире, но при этом находимся на этой территории, и взгляд на неё для нас очень важен. Задача – совместить эти два фокуса. Нам важно идти в ногу с городом, который чувствуем и любим. И эта любовь конвертируется, в том числе, в желание блага этому месту. Об этом нужно высказываться, в том числе, и средствами искусства.

Беседовал Игорь Вольцев