Листопад закончился. Начнётся лифтопад?

Пассажирский лифт у режиссеров фильмов ужасов недаром – излюбленное место действия. Коварство этого механизма в том, что к нему привыкают как к безобидному домашнему устройству, родному и уютному –  вроде двери в свою квартиру. Не ждут от него угрозы, и оттого так шокируют все ЧП с лифтами. Но ближайшее будущее лифтового хозяйства Нижнего Новгорода начинаешь воспринимать весьма серьезно, если узнаешь о происходящих внутри него процессах.

Полученная нами информация, что называется, из первых рук, от нескольких занятых в этой сфере специалистов. Мы не будем называть фамилий, не желая увольнения людей. Но рассказанное касается всего города, и честно говоря, шокирует.

УЧИСЬ, СЫНОК?..

Во-первых, обслуживать и ремонтировать лифты скоро будет попросту некому.

Дело в том, что профессиональный ремонт и обслуживание лифта может осуществлять линейный механик лифтовой компании, прошедший для этого специальное обучение. Ему платят сдельную зарплату за каждый обслуживаемый/ремонтируемый лифт. Это 550 рублей после вычета налогов. После обучения на курсах молодой специалист способен обслуживать и ремонтировать максимум 20 лифтов. Во-первых, он еще не имеет опыта, во-вторых, ему больше и не дадут. В итоге заработает он в месяц… 11000 рублей. При том, что а) квалификационная группа по электробезопасности должна быть не ниже IV уровня, б) уголовная ответственность (и моральная, конечно) “висит на шее” денно и нощно. Как следствие – специалисты здесь не задерживаются.

Опытный линейный механик в Нижнем Новгороде берет на обслуживание и ремонт, чтобы иметь нормальную зарплату, 50-60 лифтов. Но это возможно для специалистов с высокой квалификацией, большим стажем и квалификационной группой по электробезопасности V уровня. Новичку доверить такое количество – значит подставить под риск огромное количество жителей.

Разочарование (мягко говоря) усугубляет еще одно обстоятельство.

“Вы представьте, он учился на курсах электромеханика и получал 15000 рублей ученической стипендии, – делится наш собеседник. – Ему говорили: ну, мол, если ты сейчас имеешь пятнадцать, то потом-то представляешь, сколько будет! Он работает, старается, а ему на руки одиннадцать тысяч!.. Конечно, он уходит. В итоге уходящих на пенсию специалистов заменять некем. Чтобы стать механиком, нужно три года, а чтобы уже на слух в телефоне жителя определять проблему в лифте – пять лет”.

Как пояснили собеседники, курсы электромехаников по лифтам выпускают специалистов 3-го квалификационного разряда, а для обслуживания современных электронных лифтов необходим специалист 5-6 разряда.

Фото Елены Валовой.

Между тем, учат новую смену, как сказали собеседники, на оборудовании 30-летней давности, лифтовых аппаратах стандарта 1964 года, в то время как в новые дома сейчас ставят электронные лифты 5-го поколения.

Факты вызывают недоумение. И, конечно, холодок по коже.

“Все это ведет к тому, что не будет скоро механиков как таковых, лифты ремонтировать будет некому. А лифтов все больше. И они все сложнее, полностью на электронике, – сетует собеседник. – И уже сейчас нехватка кадров. Жители будут подниматься на 15-17-е этажи пешком! Старики, мамы с колясками… А скорая помощь?.. Она и на 7-й не пойдет”…

И что весьма любопытно и должно интересовать УФАс, в этой сфере полностью отсутствует конкуренция. Зарплата для специалистов лифтового хозяйства всеми управляющими компаниями установлена по городу одинаковая! Механикам просто некуда деваться. Либо работать за гроши, выполняя нагрузку за двоих, либо уходить.

ОПТИМИЗАЦИЯ С ПЕССИМИЗМОМ

Во-вторых, на днях тихо и незаметно для горожан завершился еще один негативный и опасный процесс в этой сфере. Руководители управляющих компаний постепенно убирали как штатную единицу лифтовых обходчиков-операторов – попросту лифтеров. И наконец, в конце октября, они этот процесс завершили везде. Первой начала эту “оптимизацию” УК с московскими учредителями АО “Домком инвест” пару лет назад.

Как правило, на должности лифтеров работали женщины, живущие поблизости от домов с подконтрольными лифтами. В их компетенции был контроль за работой лифтов и их исправностью, умение пользоваться аппаратом управления, умение отключать и включать лифты, помощь пользователям лифта и эвакуация застрявших, контроль за санитарным состоянием. Но лифтерши не имеют права (уровня допуска) ремонтировать или заменять детали лифтовых механизмов. Они могут лишь сообщить о неполадках в организацию, обслуживающую лифт, которая  в свою очередь уже вышлет специалистов-механиков.

Фото Елены Валовой.

Что за этим стоит? То, что обязанности лифтерш легли на плечи линейных механиков лифтов, тех, кто должен быть занят всецело и тщательно профессиональным ремонтом. Занятого ремонтом механика могут вызвать на освобождение застрявших жителей в другую точку, километра за полтора. А кроме того, ему же вменено в обязанность и мыть кабины. Подготовленный специалист-электромеханик с квалификационной группой по электробезопасности IV-V уровня должен, таким образом, добровольно снизить квалификацию до II уровня. Он задаст себе вопрос: “Разве для этого я учился?”. Однако это уже витиевато прописано в Приказе Минтруда еще от 2013 года.

Специалистов, механиков по лифтам, все меньше. А лифтов в городе все больше. И это при том, что даже нынешняя нагрузка на одного механика (50-60 лифтов) втрое превышает нормативы, разработанные и установленные в советское время – 12 лифтов на механика. Кроме того, по технике безопасности мастера должны работать вдвоем. Сейчас один механик на участок. “И по поводу уборки кабины лифта – ее проводить нас еще не заставляют (пока), но убираться в машинных помещениях и приямках лифтов мы уже обязаны”, – говорит наш источник.

ФКР МЕНЯЕТ ЛИФТЫ. НО ЭТО НЕТОЧНО

Это мы говорили о кадрах. А что по поводу состояния самих лифтов? Заменяются ли старые на новые? А вот это, как оказывается, тайна за семью печатями.

Как рассказала редакции председатель Совета Союза собственников жилья Нижегородской области Наталья Шартанова, за 5 лет программы капитального ремонта от Регионального оператора (РО) не удалось получить никаких цифр о том, сколько конкретно заменено лифтов, какое оборудование, где именно, в каком объеме ,и на что конкретно потрачены средства жителей.

Наталья Шартанова, председатель Совета Союза собственников жилья Нижегородской области:

Наталья Шартанова. Фото из личного архива.

 Фонд капремонта отвечает, например, что программа по замене лифтов выполнена на 70 процентов. О чем эта информация говорит?  Да ни о чем. Должен быть ясный отчет, количество замененных лифтов и адреса домов, где это сделано. Напомню, в 2016 году Протасов (Сергей Протасов, экс-руководитель ФКР Нижегородской области, уволившийся после заявления прокурора о том, что в 2016 году на территории региона выполнено менее половины от запланированного объема работ по капитальному ремонту. – Прим. ред.) обещал заменить 900 лифтов. Не было заменено ни одного. В прошлом 2017 году Челомин (Владимир Челомин, экс-руководитель ФКР Нижегородской области, при котором в 2017 году 21 многоквартирный дом в регионе вошел в зиму без кровли) занимался ремонтом крыш в дождливое лето, пытаясь доказать, что, мол, он как почетный строитель сможет сделать ремонт лучше предшественника. В результате квартиры жителей затопило водой, но ответственности он не понес, потому что предусмотрительно был в статусе и.о. А сколько в его время было заменено лифтов – неизвестно. Краткосрочная программа 2014-2018 года о капитальном ремонте сорвана. Нет контроля, нет виновных…

Фонд капремонта отвечает, например, что программа по замене лифтов выполнена на 70 процентов. О чем эта информация говорит? Да ни о чем. Должен быть ясный отчет – количество замененных лифтов и адреса домов,  где это сделано. Челомин ушел. Никто не несет ответственности за реализацию программы замены лифтов. Все “в шоколаде”. Новый директор Геннадий Дурдаев по поводу протекшего гудрона в подъезде дома на улице Рябцева сказал: ну, протек гудрон…

Если говорить о замене лифтов в области, то это должна быть отдельная государственная/федеральная программа. Дома – объекты культурного наследия – так же должны быть в отдельном списке и ремонтироваться по федеральной программе, так как проект ремонта  фасада одного дома составляет 5 млн. руб. А у Регионального оператора в одной программе и ветхие дома дореволюционной постройки, и лифты, и дома культурного наследия.
ФКР, являясь некоммерческой организацией, не может объять необъятное. Можно ежегодно менять руководителей, но это не изменит ситуацию. Не понимать это может только “слепой”. “Хапремонт” был узаконен только для одной цели – получить с жителей деньги. Программ на столетие нет нигде в мире. Полагаю, что программа должна быть государственной,  а «капремонт» в нынешнем виде надо остановить немедленно. Понимают же все, что то, что создали, не работает, его как инородное тело отторгает весь организм коммунальной системы.

Противно  наблюдать за происходящим. Приведу пример. Жила одинокая пенсионерка, исправно платила взносы на протяжении пяти лет. Ушла в мир иной, так и не увидев никакого ремонта в доме, где жила. И кто мне скажет, что эти поборы справедливы? Ежемесячно человек, экономя на еде, на медицинском обслуживании и на всем, что для неё было первоочередным,  на всем, что нужно было ей при жизни, отдавала взносы… За что? Сколько таких стариков по стране? Никто меня не сможет переубедить, что “хапремонт” в таком виде зло, он антинародный и коррупционный. И с этим беспределом пора заканчивать! – резюмирует председатель Совета Союза собственников жилья Нижегородской области”.

Какова «информативность» и открытость сведений о капремонте, можно увидеть на сайте. Возьмем, например, дом 47 по ул. Ковалихинской и остановимся только на услугах по замене лифта. Ремонт здесь сделан на без малого 13 миллионов. Однако данных – кот наплакал.

Что касается нашей темы – лифты, то отремонтировали вроде как два. Но где?.. Где-то кто-то что-то сделал. Не хотите верить на слово Региональному оператору? Это не патриотично.

ПО “СТРАННЫМ” КРИТЕРИЯМ

Не доверять ФКР на слово есть более чем веские основания. Если в 2016 и 2018 лифты где-то по городу менялись, но Фонд почему-то не раскрывает, где и сколько именно, то в 2017 программа была остановлена по причине большого скандала. 

Напомним, в сентябре 2017 года на Фонд капительного ремонта многоквартирных домов пожаловались в УФАС две компании: ОАО “Щербинский лифтостроительный завод” и ПАО “Карачаровский механический завод”. Это два крупнейших и основных, с советских времен, завода по выпуску лифтов. Они заявили, что конкурс на выбор подрядчика на замену и ремонт лифтов и лифтовых шахт в Нижнем Новгороде и области был непрозрачным и был проведен по странным” критериям.
Заявители не вошли в число победителей конкурсов по всем 4 лотам: по двум лотам выиграл ООО “МИЛС”, по оставшимся двум ООО “МежРегионЛифт”.

Подрядчики должны были заменить 735 подъемников в 241 доме и 618 лифтов в 197 домах Нижнего, а также в Сарове, Павлове, Арзамасе, Кстове, Дзержинске, Выксе, Заволжье и на Бору. Цена контрактов составила около 1 млрд рублей.

Комиссия УФАС признала, что оценка заявок претендентов по такому определяющему критерию как «качество» была произведена необъективно, без основы на документах претендентов.

Однако Фонд предписания от УФАС не получил, якобы “по причине заключения между ним и победителями конкурсов договоров, которые можно оспорить исключительно в судебном порядке” (как было сказано в сообщении пресс-службы УФАС). И, насколько известно, лифты компании-победители все же закупили новые лифты не у опытных Щербинковского и Карачаевского, а у некоего малоизвестного завода “Вятские поляны”

По информации наших собеседников из лифтовой службы, в “портфолио” компаний-победителей нет ни одного смонтированного лифта. А монтажников они привезли из Армении.

И еще. Ремонт лифтов и замена происходят по конкурсу.  Чем это оборачивается на деле –  снова вернемся к комментариям наших собеседников из лифтового хозяйства города.

– Вот, скажем, приходит механик к своему руководителю компании и говорит: лебедку там-то надо менять, скачет, прыгает скрипит. Лебедка же – это главная деталь. Он ему отвечает: вот куплю я ее за 300 000, а в следующем году не буду по тендеру здесь уже работать. Я не хочу вкладываться и не буду. И так все директора.  Когда механики спрашивают запчасть, им в ответ – придумай что-нибудь. А жильцы жалуются, – говорит собеседник.

Добавим, жильцы жалуются на механиков, не желая поинтересоваться, кто на самом деле виноват в их бедах.

ВОДА ТОЧИТ КАМЕНЬ… И КАМЕННЫЕ СТРОЕНИЯ

Между тем, Нижний Новгород – город с многовековой проблемой оползней и сложного грунта. Это обуславливает необходимость строжайшего следования техническим регламентам как при строительстве дома, так и при установке лифтов. И строжайшего затем контроля за работой последних. Потому что состояние домов и их лифтовых шахт при усадке домов будут сильно зависеть от условий грунта. Если дом построен на так называемых “плавунах”, возникающих из-за размыва грунта, если он построен у воды, где серьезные колебания уровня грунтовых вод, то может произойти деформация рамок и разрушение  противовеса. Именно из-за этого произошла трагедия с пассажиркой скоростного лифта в новом эллином комплексе «Алые паруса» в Москве. Кабина лифта была разбита упавшими чугунными противовесами.

 “Это в голливудском кино показывают: канаты обрубили, и лифт падает. На самом деле, хоть все канаты обрубите, он опустится на 50-70 см. А вот деформация конструкции может стать причиной аварии”, – пояснили специалисты нижегородского лифтового хозяйства.

Но уже на стадии приемки – “авось” вместо жесткого контроля соответствия. Рассказывает один из линейных механиков лифтов:

– Вот идет приемка. Пока я и прораб успели осмотреть один лифт, инспектор Ростехнадзора уже осматривал 11-й!..

НЕКОМУ, НЕКЕМ И НЕКОДА

Опасаться за лифты можно еще и потому, что на первом плане у региональной власти сейчас – зима с ее наледями. А тут аккурат к годовщине губернаторства Никитина случилось ЧП – дома стоят с открытыми кровлями. 25 октября Глеб Никитин поручил Фонду капремонта МКД Нижегородской области оперативно устранить все замечания по кровельным работам.  Подрядчики перенаправят гастарбайтеров и вахтовиков прежде всего туда. Их материальная заинтересованность не обеспечит нужного качества, все придется долго принимать и переделывать…

Фото Елены Валовой.

А тем временем где-то будут ездить брошенные лифты. Рвется там, где тонко. А когда тонко везде?..

В 2016 году лифты меняли вахтовики из Ульяновска, Пензы и других городов. Усталые измученные люди, приехавшие на заработки. А лифты  были поставлены по “мутному” тендеру с малоизвестных заводов, где неоткуда взяться специалистам…

А недавно во время капремонта дома на улице Григорьева упал кран на пристрой детского сада. За одно такое ЧП в пресловутое советское время было бы громкое следствие. Однако нынешние происшествия проходят как картинки диафильма перед сонной публикой, а главные действующие лица не несут ответственности…

КСТАТИ

По данным экспертов Минстроя, по состоянию на 1 апреля 2018 года более 110 000 лифтов в России отработали нормативный срок службы. Это почти 25,6% от всего лифтового парка. В Нижегородской области 5000  лифтов отслужили свой срок.

Такие данные заставляют говорить о невозможности исполнения норм Технического регламента Таможенного союза.

Замглавы Минстроя Андрея Чибиса написал об этом в правительство

Сам Андрей Чибис в феврале 2015 года в ходе проверки результатов реконструкции жилого фонда Симферополя застрял вместе с местными чиновниками в новом лифте.

Для замены всех отработавших лифтов в России сегодня потребуется свыше 221 млрд руб. Замглавы Минстроя попытался обратить внимание на проблему, но дело с состоянием российских лифтов было почему-то передано на кураторство вице-премьеру Виталию Мутко и дальше этого пока не сдвинулось.

Добавить комментарий