Сейчас было бы полегче…

Муниципальный долг Нижнего Новгорода увеличился в августе 2016 года на 2,5 процента. Объемы долга городская администрация наращивает преимущественно за счет кредитов в коммерческих банках. Хотя существует альтернатива.

Полтора-два года назад у муниципалитета существовала реальная возможность взять в долг на куда более приемлемых условиях. А именно – под низкие проценты, но на более длительный срок, разместив на рынке ценных бумаг муниципальные облигации.

Впервые эта тема возникла в конце 2014 года, когда в России произошел обвал рубля по отношению к мировым валютам. Правительство России настоятельно советовало муниципалитетам перевести часть своих долговых обязательств в облигации. Администрация Нижнего Новгорода прислушалась к рекомендациям федералов и в декабре 2014 года вынесла на заседание городской Думы проект размещения муниципального облигационного займа. Деньги занимались под гораздо меньшие проценты, нежели предлагали коммерческие банки, и на более длительный срок.

Однако в Думе Нижнего Новгорода проект муниципального займа тогда отвергли. Говорили, давайте, дескать, подождем до весны, когда прояснится экономическая обстановка в стране и в мире. Однако весной 2015 года думцы окончательно поставили крест на проекте облигационного займа.

Президиум гордумы образца 2015 года

Президиум гордумы образца 2015 года

КотюсовАлександр Котюсов, экс-депутат Думы Нижнего Новгорода:

– Выпуск облигационного займа – это процесс, который идет достаточно долго. Длительность процесса окупается тем, что облигационный процент меньше банковского. Но надо понимать, за счет чего отдавать взятые деньги. Взять кредит в банке занимает существенно меньше времени. Но и отдавать приходится больше. Наверное, если бы взяли взаймы тогда, сейчас брать было бы не нужно. Думаю, что если два года назад депутаты поддержали предложение администрации, сейчас было бы полегче.

В итоге новая администрация города сегодня вынуждена брать краткосрочные кредиты в банках под грабительские проценты. При этом обслуживание муниципального долга обходится городскому бюджету почти в один миллиард рублей в год.

БарановскийКонстантин Барановский, гуманитарный технолог:

– Мне непонятна финансовая стратегия администрации Нижнего Новгорода. Возможно, ее вообще нет, а есть попытка скроить тришкин кафтан. Отказ от муниципального займа вряд ли был серьёзно просчитан. Облигации – консервативный финансовый инструмент. Выплаты по купонам производятся, как правило, один раз в квартал, а не раз в месяц, как по кредиту. Облигации размещаются под более низкий процент, чем можно взять деньги кредит. Причем речь может идти о разнице в десяток процентных пунктов. Облигации всегда можно конвертировать в более длительные ценные бумаги: здесь управляет тот, кто выпустил облигацию. А реструктурировать кредит имеет право только сам кредитор.

Почему решение о займе не приняли полтора года назад? Видимо, были какие-то подводные, скрытые мотивы у гордумы, зарубившей проект выпуска займа. Но что мешает сейчас вернуться к теме? Городские финансы находятся под управлением профессионалов, в гордуме хватает людей, разбирающихся в экономике и финансах. Понятно, что с депутатами нужно работать, а не “нагибать” их. Хорошо бы провести информационную кампанию по разъяснению преимуществ облигаций перед кредитом. У муниципального бюджета есть финансовые проблемы, это очевидно. Их нужно решать во избежание самого негативного сценария, когда город просто станет банкротом.

Существует и политическая версия отказа от размещения на рынке ценных бумаг муниципального займа, которая заключается в нежелании одной из политических группировок в недрах городской власти уступать пальму первенства другой. Не беремся судить, насколько она верна, но дыма без огня не бывает. Как и долга без платежа.