Расследование НС: Нужны ли нам 144 автобуса в лизинг?

the-scream-auctionЛюбят люди на комиссиях в пылу борьбы за добро и справедливость что-нибудь покричать. Иногда на эти децибелы нужно просто не обращать внимания. Когда-то депутат Богданов тряс распечатками цен, которые он увидел в каких-то магических магазинах. Там у него цена за сливочное масло была в районе 20 рублей, после чего депутат-ветеран посчитал, что ЕЦМЗ завышает стоимость своих закупок. Мы с вами прекрасно знаем, кто у нас любит покричать в уютных залах Гордумы. Да, это депутат Анатолий Волков! Мы, если помните, уже называли его нижегородским Жириновским, при этом Владимир Вольфович иногда говорит преразумнейшие вещи. Так и с Анатолием Юрьевичем.

Алмаз среди трущоб

Нравится нам этот кадр. Спасибо Gorky tv.

Нравится нам этот кадр. Спасибо Gorky tv.

На всех последних думских комиссиях господин Волков, не скрывая эмоций, орал на директора департамента финансов Светлану Утросину, силясь добраться до правды в деле «Нижегородпассажиравтотранса». А дело там такое. Нижний Новгород желает быть счастливым обладателем ажно 144 автобусов, которые порхают по улицам на сжиженном природном газе (метан). Эту жажду не получается утолить еще с 2014 года, потому что скидываться с нами в лизинговый общак никто не захотел. Для бюджета это вообще сквозное ранение, если делать это без помощи третьих лиц и лизингового механизма. Новый электронный аукцион запланирован на 1 июня, и, если в нем достойно разобраться, вызывает огромное количество вопросов. Эти вопросы как раз и задавал Анатолий Юрьевич всем и каждому, но они отчего-то идут мимо всех информационных ушей. Возможно это происходит потому, что у нижегородцев туго с простейшей математикой. Но в распоряжении «Нижнего Сейчас» есть великолепный редакционный калькулятор, которым мы не раз уже пользовались. Калькулятор в бой!

boobiesdesign

Сколько-сколько?

Пользуемся открытыми источниками и смотрим наши закупки:

закупки

Итого 144 автобуса общей стоимостью в 1 965 515 791,64 рублей. Будем оперировать фразой «около 2-х миллиардов рублей». Делим эту сумму на 144 автобуса и получаем - 13 810 259 рублей за одну повозку. Будем считать, что это около 14 миллионов рублей за штуку.

Окей, лезем в документацию, чтобы понять, на каких, собственно, пепелацах мы будем передвигаться. Среди тонны технической макулатуры, которая повествует о том, каким должен быть идеальный автобус обнаруживаем и такую графу:

Автобусы

Значит, мы имеем дело вот с таким автобусом:

liaz__52567__01

Хотите себе такой? Я имею ввиду не в масштабах города, а прям в свой автопарк между ВАЗ 2107 и KIA Optima... на дачу ездить, в магазин, да на шашлыки. Не вопрос, вот цена за одну штуку на доступном сайте:Автобус

Упс... Но не делайте никаких скоропалительных выводов. Это цена за один автобус, если вы вытаскиваете всю сумму наличкой (обязательно хрустящие пачки, перетянутые резиночкой). Если брать в лизинг, то получается дороже (как обычный кредит). И вот мы подобрались к главному вопросу - оно нам вообще зачем надо?

Пусть говорят!

А теперь представим, что мы на ток-шоу. Представили? Шум, камеры, зрители аплодируют, в кресле сидит обаятельный ведущий. Итак...

Ведущий:  Итак, с разных сторон барьера собрались два замечательных человека - депутат Анатолий Волков и пресс-секретарь городского департамента транспорта Андрей Журавский. Для начала пусть Андрей расскажет нам некоторые тонкости этого аукциона:

4743187__JPGАндрей Журавский: Есть обычная процедура электронного аукциона, который, если ничего не изменится до 28 мая, состоится в рамках той суммы, которая заявлена. Как вы знаете, есть заводы-производители и у каждого из них есть официальный дилер, где и осуществляется своеобразная наценка. Если брать цену без учета лизинга, то за один обычный автобус выходит 7 миллионов 970 тысяч рублей. За один низкопольный автобус получается 8 миллионов 560 тысяч. Цена в лизинг от официального поставщика (т.е. дешевле нет по определению - прим. НС) составит порядка 13 миллионов за обычный и 15 миллионов за низкопольный автобус.

Ведущий: Возникает резонный вопрос: «Зачем нам такой лизинг?»

Андрей Журавский: У нас есть несколько источников финансирования: 366 млн. рублей выделяются из государственного бюджета, 87 млн. добавляет правительство Нижегородской области и порядка 700 млн. рублей идут от администрации города. Федеральные и областные деньги уже перечислены! Федерация обязана оказать пятипроцентную поддержку по процедуре софинансирования покупки в лизинг определенного количества автобусов. Если автобусов будет куплено меньшее количество, то федерация просто попросит обратно эти деньги исходя из этих 5%. Так же поступит и область, и если потом нам что-то от Москвы еще понадобится, то они просто могут нам отказать.

Ведущий: Что против этой схемы имеет Анатолий Юрьевич Волков? Спросим его самого!

волков3Анатолий Волков: Зачем нам эта лизинговая кабала, в которую хотят вогнать город? Мы же не знаем, как сложится ситуация в дальнейшем. Вдруг нам не будет хватать денег на детские сады, школы и дороги, а мы будем до 2021 года выплачивать солидную сумму денег за автобусы. Нужно разумно распоряжаться деньгами: пришла первая сумма - заложили её в бюджет и купили автобусы за наличные деньги. Понятно, что их будет меньше, но это будет разумно и постепенно. А так мы снова вгоняем город в долги. Ведь после нас придут другие депутаты, и их просто поставят перед этим фактом.

Перевод

cutting-off-branchЛадно, теперь постараемся объяснить ситуацию доступным языком. Есть своеобразная вилка, в которой правы все и не прав никто. И доводы, как вы могли убедиться, вполне себе осмысленные с обеих сторон. Нашему городу нужны автобусы на газомоторном топливе, так? Так! Силами городского бюджета без лизинга осуществить себе поставку этих ЛиАЗ’ов мы не способны. В этот момент к нам на помощь прибегает добрая тётя Москва и предлагает помощь по софинансированию в размере 366 млн. рублей. Но федеральные финансы поступают к нам с некоторыми неприятными условиями, из которых следует, что мы обязаны пользоваться лизингом и покупать именно такое количество автобусов (144), в противном случае мы не увидим этих денег сейчас и потеряем доверие в дальнейшем. При этом, как и с любым другим обычным кредитом, на шею запрыгивает жаба и шепчет, что мы переплачиваем почти в два раза, и что неизвестно, сможем ли мы нормально выплачивать деньги до 2021 года. Но та же жаба подсказывает - не отказываться же нам сейчас от 366 миллионов! Ведь на бюджетном языке отказ от денег означает "спасибо, я и сам справляюсь, не приходите больше с вашими деньгами".

Helikopter-geld

Вывод

Светлана Утросина на последней комиссии за председательством Шумилкова как-то скомканно обмолвилась о том, что решение тут скорее политическое, чем экономическое. Нельзя же не предположить, что подобный лизинг за бюджетные деньги кому-то очень и очень выгоден? Запросто. Он, например, очень выгоден компании «Русские автобусы» и заводу ЛиАЗ в частности. Федеральные власти гордо заявят о поддержке отечественного производителя, дескать, не «хундаи» с «мерседесами», а свое родное покупаем. А то, что все это потом будет оплачиваться регионами, которые и так ноют от дефицита бюджета, так это всё будет когда-нибудь потом!

Но опять же, не будем мы кусать руку с 366 «мульёнами», да и большое количество автобусов прикатят к нам уже в начале июля.

Так всё хорошо? Всё плохо? Однозначного ответа нет. Есть, как и всегда бывает в реальной жизни, свои плюсы и свои минусы.