Депутат Барковский “собрал” и установил в Сормове легендарный танк Т-34

Сейчас в Нижнем Новгороде идет тотальная подготовка к празднованию юбилея Великой победы. Внести свою лепту решили все неравнодушные горожане, в том числе и депутат городской Думы Михаил Барковский.

2 (1)

Еще осенью прошлого года Михаил Владимирович заявил о желании установить в Сормовском районе танк Т-34, который собирался в годы войны на местном заводе. Депутат посчитал несправедливым тот факт, что в Нижнем нет ни одного подобного памятника. Казалось бы, все уже позабыли о намерении депутата, но 1 мая танк был установлен на постамент на проспекте Кораблестроителей!

1 (2)

Дело в том, что найти именно этот танк – Т-34-76, сошедший с конвейера завода “Красное Сормово”, оказалось очень непросто. В Нижнем Новгороде их совсем не осталось – во время войны они разъехались по всему Союзу.

– Михаил Владимирович поставил задачу – найти именно тот танк, который был произведен на нашем заводе, – рассказывает помощник депутата Сергей Костенков. – Долгие поиски привели нас под Питер – именно там в одной из деревень силами поисковых отрядов был найден танк. Здесь, на Синявских высотах, наш Т-34 закончил свой боевой путь в далеком 1943 году. Но остались от него, как говорится, рожки да ножки.

DSC00757

фотография 4

IMG_6849

На этом трудоемкая работа не закончилась – предстояло найти реставраторов, готовых буквально заново собрать боевую машину. И тут выяснилось, что всего несколько человек в России способны взяться за ткую нелегкую работу. Тогда было решено отправить Т34-76 реставраторам в город Пушкино (Московская область). Им понадобились долгие месяцы, чтобы привести танк в первозданный вид.

– Танк был взорван. Взорвался боекомплект, и всю машину буквально разорвало. Куски эти были найдены в болотах под поселком Синявино Ленинградской области, бои там проходили три года с 1941 по 1944 годы. По литьевому номеру на башне определили, что это танк  сормовского завода №112. Никакие новые детали при реставрации мы не вставляли. Все части боевой машины оригинальные, броня также полностью восстановлена. Катки, гусеничная лента – все оригинальное. Часть катков, кстати, восстанавливал завод «Красное Сормово, – отметил эксперт-реставратор Евгений Соловей.

IMG_3369

После масштабной реставрации боевая машина отправилась на родину, в Нижний Новгород.

– При транспортировке танка реагировали практически все автомобилисты. Все без исключения – и легковые, и грузовые машины сигналили, останавливались, фотографировали. Люди приветствовали нас гудками на протяжении всего пути следования танка в Нижний Новгород, – рассказал о перевозке ценного груза водитель Андрей Козлов.

Сколько именно средств было потрачено на работы по поиску, реставрации и установке танка, депутат предпочел не говорить. Известно только то, что денег потрачено очень много. Но, как мы видим, не зря.

Торжественное открытие памятника состоится 7 мая в 14.00. На церемонию приглашены глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

09

СПРАВКА “НС”

Танк Т-34, вооруженный 76-мм пушкой, производился с 1940 по 1944 год на шести заводах: № 183 в Харькове — с 1940 года, в Нижнем Тагиле — с 1941 года; Сталинградском тракторном — с 1941 года; «Красное Сормово» — с 1941 года; «Уралмаше» — с 1942 года; № 174 в Омске — с 1942 года; Челябинском Кировском — с 1942 года. Всего за это время было изготовлено 35 312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.

Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, средние танки Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительной армии Югославии и Чехословацкого корпуса, которые воевали против фашистской Германии.

Производство танка Т-34, вооруженного 85-мм пушкой, началось осенью 1943 года на заводе № 112 «Красное Сормово». В литой трехместной башне новой формы устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т конструкции Ф. Ф. Петрова и спаренный с нею пулемет ДТ. Диаметр башенного погона был увеличен с 1420 до 1600 мм. На крыше башни имелась командирская башенка, двустворчатая крышка которой вращалась на шариковой опоре. В крышке закреплялся смотровой перископический прибор МК-4, позволявший вести круговой обзор. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливался телескопический шарнирный прицел ТШ-15 и панорама ПТК-5. Боекомплект состоял из 56 выстрелов и 1953 патронов. Радиостанция размещалась в корпусе, а вывод ее антенны находился на правом борте — так же, как у танка Т-34-76. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели.

Следует отметить, что вышеописанная боевая машина в статистической отчетности как Т-34-85 не фигурирует, поскольку на вооружение не принималась. Дело в том, что все изменения в конструкцию танка Т-34 могли вноситься только с согласия двух инстанций — Управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии и Главного конструкторского бюро (ГКБ-34) на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. В данном же случае имела место инициатива завода «Красное Сормово», в результате чего было изготовлено некоторое количество танков Т-34 с 85-мм пушкой Д-5Т.

 фото предоставлены помощником депутата и администрацией города