Бюджетные подарки, или Сказка о потерянном времени

С банковскими кредитами на закрытие бюджетной пропасти надо бы поосторожнее. Времена не те. Если бы в администрации Нижнего Новгорода совсем не понимали очевидного, вопрос о привлечении более дешевых денег с помощью муниципального займа мог пролежать на полке еще пару-тройку лет. А так власти обещают вернутся к нему хотя бы во втором квартале будущего года. Неизбежность изменений прекрасно осознает профессионал своего дела, замглавы по экономике Ирина Кудрявцева.

Каждый месяц банковской кабалы обходится Нижнему Новгороду в десятки миллионов рублей. Судите сами. На 1 мая 2016 года муниципальный долг составлял 7 млрд 780 млн рублей. Из них 6 млрд 515 млн или 83,7% – это кредиты банков. К 1 сентября долги достигли 8 млрд 419 млн рублей, увеличившись за три месяца на 639 млн. На долю банков пришлось уже 84,3,% или 7 млрд 098 млн рублей, то есть на 583 млн больше, чем было в мае.

По сути, в течение лета Нижний Новгород продолжал затягивать удавку на собственной шее, как раз благодаря странной привязанности к коммерческим заимствованиям. Правда, к ноябрю мэрии удалось немного сократить муниципальный долг до 8,22 млрд, но обязательства перед банками все равно продолжают расти. Теперь долг по кредитам уже достиг 7,16 млрд, а его доля доходит до 87,1%.

bank_kredit_karikaturaКак это происходит, можно проследить по истории заимствований муниципалитета за последние полгода. В мае город прокредитовался почти на 3 млрд, еще 3,5 млрд банки предоставили в октябре, а в ноябре власти привлекли еще 1,3 млрд рублей. Итого, около 8 млрд коммерческих кредитов городские руководители взяли с мая по ноябрь. Некисло для миллионника, чей муниципальный долг лишь немногим больше!

Юрий Мочалкин, директор департамента финансов администрации Нижнего Новгорода:

- Целью размещения муниципального облигационного займа может стать замещение краткосрочных кредитов кредитных организаций на более долгосрочные долговые обязательства с более низкими процентными ставками.

За поиски выхода из намыленной петли городской депфин впору бы похвалить. Да только предшественница Юрия Мочалкина, Светлана Утросина – та, что управляла финансами еще при прежней администрации, говорила об этом еще два с половиной года назад. Тогда, в мае 2014-го, экономический кризис только наметился, взлет ключевой ставки Центробанка до 17%, а вместе с ним и банковских процентов, могли прогнозировать лишь пессимисты.

Тем не менее, опытные финансисты многое уже понимали, и Утросиной пришлось доказывать депутатам гордумы очевидные вещи. Муниципальный займ необходим, так как ставка по кредитам увеличивается, и если город продолжит брать так называемые кратковременные кредиты, то рискует сильно переплатить, предупреждала директор депфина. В свою очередь облигационный займ, который будет "растянут" на длительное время, позволит выбрать более эффективную ставку и привнесет в экономику города некоторую стабильность, настаивала Утросина.

2016-03-29_Утросина-1

Несмотря на все увещевания, депутаты торпедировали предложение администрации, как минимум, трижды – в апреле, мае и декабре 2014 года, и намеченный на ноябрь 2015-го выпуск муниципальных облигаций так и не состоялся. Эксперты называли три причины такого упорства. Самая безобидная из них была озвучена бизнесменом Дмитрием Аржановым – депутаты не смогли разобраться в финансах.

Впрочем, думала ли Дума, когда просто «топила» тогдашнего главу администрации города, пойдя на поводу у мэра и став инструментом внутриэлитного конфликта? Именно Кондрашов два года назад настаивал на сравнительно дешевых заимствованиях, в то время как Сорокин был категорически против. Первая публичная пикировка руководителей города в конце 2014 года случилась как раз по этому поводу.

Наконец, муниципалитет мог стать заложником банковского лобби, в интересах которого было сохранить прежнюю финансовую политику Нижнего Новгорода. В этом смысле интересно напомнить, что говорил ранее председатель профильной комиссии гордумы.

фельдман

Марк Фельдман, председатель постоянной комиссии Думы Нижнего Новгорода по бюджету и налогам, май 2014 года:

- Если и занимать, то под конкретные программы, а не на текущие расходы. Сегодня экономическая ситуация такова, что кредиты дорожают. Тренд с выпуском облигаций сегодня не очень позитивный. Мы предлагаем сегодня данное решение отложить и еще раз его обсудить в формате действующего бюджетного кодекса.

Говоря о дорожающих кредитах, Фельдман не ошибался, но, включив тормоз, глава бюджетной комиссии парадоксальным образом подтолкнул власти к новым тендерам для коммерческих банков. Теперь же, когда ставка ЦБ и банковские проценты вернулись почти к докризисному уровню, Фельдмана внезапно озарило.

Марк Фельдман, председатель постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике, из комментария для АПН:

- У нас впереди три очень значимых события не местного, а федерального и мирового масштаба: Чемпионат мира, юбилей А.М.Горького и 800-летний юбилей Нижнего Новгорода. И городу нужны системные долгосрочные вложения. Поэтому возможность и экономическая целесообразность займа сегодня реально подтверждается - необходимость даже в части замещения более дорогих заемных банковских денег.

При этом председатель бюджетной комиссии по-прежнему считает, что закрывать выгодными деньгами сиюминутные кричащие потребности нижегородцев, например в социалке, нецелесообразно. Что до выгоды от ухода из банков, то и здесь Фельдман будто бы еще сомневается.

Марк Фельдман:

- Выпустив муниципальный займ, можно сэкономить не более двух процентов. Если это произойдет, деньги нужно использовать на вложения структурного характера, а не на сиюминутные нужды.

По идее, логикой городских депутатов должно становиться стремление к максимуму полезных дел за минимум денег. По другой идее, банкиры делают бизнес, в том числе и на кредитах муниципалитету. Сложнее всего быть депутатом и банкиром одновременно, коим и является управляющий Нижегородским филиалом ПАО ТКБ БАНК Марк Фельдман.

Что такое 2% в масштабе 8 млрд, взятых Нижним Новгородом в коммерческих банках за последние полгода? Нехитрые вычисления, доступные пятикласснику, приводят к экономии в 160 млн рублей. Возможно, это слишком мало для муниципального долга в 8 млрд, зато с лихвой для 20 млн, необходимых на поддержание нижегородских бань. Это более чем достаточно и для 40 млн, которые власти не могут найти, сокращая школьное питание для 4 тысяч нижегородских детей. 160 млн - это более половины стоимости ремонта Молитовского моста, сделанного только благодаря областным деньгам.

А ведь бизнесмен Аржанов предупреждал о сокращениях на социалку еще в 2014-м. Его оценка ошибочности позиции городской Думы сегодня выглядит пророческой сказкой о потерянном времени.

Дмитрий Аржанов, управляющий ГК «ТНС энерго», комментарий для РБК (2014):

- Каждый раз, когда администрация Нижнего Новгорода в текущей ситуации занимает короткие деньги, для неё всегда есть риск повышения процентной ставки. Более того, существует риск, что если доходы бюджета начнут падать, деньги станут дороже или их просто не будут давать. И тогда какие-то значимые социальные городские проекты не будут профинансированы.