Французский сценарий в Нижнем недопустим? На каком топливе разгорается всероссийский флешмоб

25 декабря 2018 года автомобилисты России  намерены провести акцию протеста против повышения цен на бензин и дизтопливо. Продолжится ли рост цен на топливо в Нижегородской области, который  в немалой степени определяется ценовой политикой “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез”?

В какой степени уход Алексея Коваленко с должности генерального директора ООО “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез” вписывается в череду знаковых кадровых отставок в регионе, произошедших за последний год?

ПОЧЕМУ  УШЕЛ  КОВАЛЕНКО?

Согласно официальной информации Алексей Коваленко возглавит предприятие в Румынии “Петротел-ЛУКОЙЛ”. “Решение является частью программы ротации руководящего состава организаций группы ЛУКОЙЛ”, – сообщили в пресс-службе компании.

Алексей Коваленко возглавил  ООО “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез” в 2011 году.  По моей информации, в 2012 году  губернатор Валерий Шанцев договорился с главой “ЛУКОЙЛа” Вагитом Алекперовым, чтобы заводчане взяли управление в районе в свои руки. В 2012 году Коваленко становится главой Кстово. С какого-то момента Коваленко и его люди в думе Кстово стали играть определяющую роль в политической жизни города и района, временами ведя политику, отличную от губернаторской. В 2016 году Коваленко избрался в законодательное собрание Нижегородской области.

По одной из версий, прислать в Нижегородскую область более договороспособного человека попросил Алекперова лично Глеб Никитин в августе 2018 года на открытии нового производства на  ООО “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез”.

По другой версии, уход Коваленко через два месяца после инаугурации Никитина – обычное совпадение. Как бы то ни было, новому нижегородскому губернатору придется договариваться о сотрудничестве и распределении ролей уже с новым топ-менеджером из “ЛУКОЙЛа”. О чем договариваться? Ну, хотя бы о замедлении роста цен на моторное топливо в регионе, которое в последнее время становится просто катастрофическим.

БЕНЗИН  БУДЕТ  РАСТИ?

Фото: “Нижний сейчас”

 

Повышение стоимости бензина, как известно,  неизбежно повлечет за собой повышение цен на товары и услуги, поскольку автоматически повышается транспортная составляющая в  стоимости товаров. Повышение самым серьезным образом отразится на стоимости продукции сельхозпроизводителей. То есть, продуктов питания. Предстоящей весной, когда начнется очередная посевная кампания, все ли  производители найдут нужное количество денег, чтобы закупить ГСМ для ее проведения? А если и найдут, смогут ли продать осенью на рынке результаты своего труда?

Беда, как известно, не приходит одна.  С 1 января население ждет повышение НДС на 2 процента (автоматический рост цен), повышение стоимости ЖКУ и другие мелкие неприятности, связанные с повышением стоимости товаров и услуг. Выдержим ли?

Мы обратились за комментарием о том, насколько власть в регионе регулирует цены на топливо в правительство Нижегородской области. Оттуда ИА “Нижний сейчас”, СЧИТАЙ, вежливо послали… в нижегородское антимонопольное управление (УФАС по Нижегородской области):

“Как сообщает министерство энергетики и ЖКХ Нижегородской области, в целях контроля за ценовой ситуацией на рынке моторного топлива, а также в рамках исполнения протокольных решений селекторного совещания у заместителя председателя Правительства РФ Д.Н.Козака от 13 июня 2018 года, органами исполнительной власти организован еженедельный мониторинг стоимости топлива на розничном рынке в Нижегородской области. В случае изменений ценовой ситуации в сторону роста информация немедленно доводится до Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области – именно УФАС НО является федеральным органом государственной власти по осуществлению функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и деятельностью естественных монополий”.

 

Хотя, как следует из описаний вышеозначенного министерства на сайте правительства Нижегородской области, ведомство это формирует госполитику в топливном секторе, регулирует, координирует развитие и функционирование  ТЭКа региона. Смешно да и только: целое министерство, судя по пафосной справке, регулирует один из важнейших  секторов экономики, но на деле перекладывает ответственность на УФАС. Может, пора, в таком случае, переименоваться?

Еженедельный мониторинг, проведенный 20 ноября 2018 нижегородским УФАС России, зафиксировал следующие средние розничные цены на бензин, дизельное топливо и сжиженный углеводородный газ на автозаправках Нижнего Новгорода:

АИ-92 – 41,11 руб. за литр

АИ-95 – 43,94 руб. за литр

ДТ – 45,35 руб. за литр

СУГ – 23,71 руб. за литр.

Фото: “Нижний сейчас”

Много это или мало? По данным нижегородских антимонопольщиков, Аи 92 в течение года подорожал на 11,41 процента,  АИ 95 – на 10,32 процента, дизельное топливо – на 18,78 процента. В то время как инфляция, согласно официальной статистике, в 2017 году не превышала 2,5 процента, а в 2018 году прогнозируется на уровне, не превышающем 4 процентов в год. Таким образом, цены на моторное топливо в Нижегородской области значительно превышают уровень инфляции. Почему?

Фото: “Нижний сейчас”

Аналитики шутят, что цена на бензин в России растет в 3-х случаях. Когда растут цены на нефть, когда цены на нефть стабильные, и когда цены на нефть падают. То есть, всегда.

Кто виноват? Правительство РФ и производители бензина, к которым относится и  “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза”.  Правительство снимает сливки в форме постоянно растущих акцизов на бензин. Производитель старается поднимать  отпускные цены на топливо для мелких АЗС, которым, грубо говоря, некуда деваться.

 Аналитик “Открытие Брокер” Тимур Нигматуллин : “В 2018 году рост цен на бензин ускорился. Бензин подорожал на 5,3% при инфляции 1,7%. На мой взгляд, динамика связана с повышением акцизов и с ростом рублевых цен на нефть из-за слабого рубля… Столь высокие сложившиеся темпы роста цен при сохранении тенденции теоретически могут вызывать недовольство населения“.

31 октября 2018 года правительство РФ и нефтекомпании договорились зафиксировать цены на бензин и дизтопливо на уровне июня 2018 года. Все компании подписали соответствующий договор.

После чего независимые АЗС  стали обвинять крупные нефтяные компании России в дефиците топлива и минимизации отгрузок топлива на частные заправки.

“Сегодня политика “Газпромнефти” – обеспечение собственных заправочных станций и прекращение отпуска опта другим участникам рынка. Сейчас только “Роснефть” поставляет свой продукт на региональный рынок”, – цитирует “Ъ” президента Союза владельцев АЗС Красноярского края Евгения Решетникова.

ЧИСТО  НИЖЕГОРОДСКАЯ  КАРТИНА

Тем временем появилась информация, что ситуация с повышением цен на моторное топливо имеет четко выраженные региональные особенности.

“Нижегородский эксперт” (телеграм-канал):  “Проблема с нижегородским топливом действительно оказалась сугубо нижегородской. Как мы уже писали, Лукойл решил отказаться от продажи топлива независимым АЗС по комиссионной схеме, позволявшей последним обходиться малыми оборотными средствами. На вопрос “почему»” последовал ответ – мол, да мы и не обязаны, наше коммерческое дело, с федеральными соглашениями и прочим это никак не связано. Выяснилось, что этот отказ – чисто нижегородская картина. На оф.сайте Лукойла само комиссионное предложение висит в разделе “Совместный бизнес”. ФАС сообщает, что из других регионов сигналов о прекращении таких соглашений не поступало”.

Есть отдалённые районы, где никаких “брендовых” АЗС и нет, одни независимые. Монополистам и крупнякам эти окраины не интересны. Достаточно вспомнить непрекращающуюся эпопею с уговариванием Газпрома протянуть трубы до не газифицированных деревень, на что шёл честный ответ – нам невыгодно. Теперь этим окраинам грозит ещё и без топлива остаться, либо по таким ценам, что лучше б без него…

Чем же именно нижегородские контрагенты показались прокажёнными, Лукойл не говорит”.

Недавно в УФАС по Нижегородской области обратились представители АЗС с жалобами на производителей топлива, включая “ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез”.

Михаил Теодорович, руководитель УФАС по Нижегородской области:

Фото: “Нижний сейчас”

“Нас беспокоит изменение политики топливных компаний. Соглашения, которые они подписали с федеральным центром, имеют макрохарактер, они касаются объемов и цен топливных компаний, но не касаются их политики в отношении розничных рынков. А здесь мы видим действия, которые создают напряжение на рынке и могут привести к существенному сворачиванию независимой розницы. Если сегодня на нижегородском рынке независимые составляют до 20%, то в будущем эта доля может превратиться в 10%. Запас прочности у независимой розницы буквально месяцы”.

По информации Теодоровича “ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт” приостановил на некоторое время в Нижегородской области действие договоров комиссии за продажу давальческого топлива на франчайзинговых заправках.

Михаил Теодорович:

“ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт” извещает розничного потребителя о том, что по причинам, не зависящим от общества, вынужден приостановить действие договоров комиссии. Данное обстоятельство мы будем самым тщательным способом исследовать. Это революционно-негативное изменение, и, самое главное, оно рукотворное. Мы не видим причин, в силу которых тот же ЛУКОЙЛ не может поступить иначе. Тот же ЛУКОЙЛ на других территориях иным образом решает такого рода вопросы”.

Мы попытались связаться с представителями так называемой “независимой розницы” в регионе. На сайте компании “TAXIOIL” мы обнаружили красноречивое объявление “Извините, мы закрываемся” (домен продается). Помощник директора сети АЗС “Реал-инвест” не захотел общаться с прессой и участвовать в телефонных опросах.  Звонок в компанию “Стандарт-ойл” оказался более удачным. Там ИА “Нижний Сейчас” сообщили, что “Стандарт-ойл” по-прежнему работает с “ЛУКОЙЛом” по договору комиссии на условиях франчайзинга, бензин на АЗС компании есть по отпускным ценам “ЛУКОЙЛа”. “Бензин, конечно, дорожает, но нам деваться некуда, приходится брать”,- пояснили ситуацию ИА “Нижний сейчас”.

 А что же ЛУКОЙЛ? Там, видимо, полагают, что “все идет по плану“.

Фото “нижний сейчас”

В  официально распространенном заявлении компании говорится, что “этот вопрос является сферой коммерческих отношений между участниками рынка, и он не оказывает никакого влияния на цены топлива на автозаправочных станциях нашей компании. В компании напомнили, что с 1 ноября 2018 года ЛУКОЙЛ в соответствии с заключенным соглашением между Минэнерго РФ, ФАС и нефтяными компаниями в полном объеме выполняет обязательства по объемам размещения и ценам реализации нефтепродуктов в регионах своей ответственности, а также по объемам реализации топлива на бирже”.

ФРАНЦУЗСКОЕ  С  НИЖЕГОРОДСКИМ

Многолетняя практика свидетельствует, что цена на бензин в регионе чаще всего повышается после очередных выборов. Крупные нефтяные компании чаще всего финансируют избирательные компании кандидатов от власти. В ответ власть милостиво разрешает “крупнякам” отпустить цены  (неофициально, конечно) в свободное плавание.

А между тем сейчас во Франции продолжаются массовые протесты¸ связанные с ростом цен на дизельное топливо. Против президента Макрона, который увеличил акцизы на топливо в этом году и собирается увеличить их в 2019-м. За последний год цена на дизельное топливо выросла на 23 процента. В Нижегородской области, напомним, цены на дизельное топливо за год выросли на сопоставимую величину  –  порядка 19 процентов.  Но у нас на улицу никто не выходит. Транспорт на дизельном топливе – самый распространенный во Франции. Движение против роста цен на топливо называют “желтыми жилетами” (les gilets jaunes), потому что его участники надевают желтые жилеты, которые обязан иметь каждый водитель во Франции. От роста цен страдают, прежде всего, там, где приходится много ездить – в небольших городах, сельской местности. Это объясняет, почему центр протеста против Макрона (снижай налоги или уходи!) находится во французской провинции. Кстати, и сам протест не имеет выраженных лидеров – это протест эпохи соцсетей и объединения граждан “снизу”.  Гражданское общество в миниатюре, если хотите.

А что в России? 25 декабря автомобилисты намерены провести акцию протеста по всей стране.  Смысл акции в том, что автомобили стоят ровно один час и никуда не едут  “на любой дороге, на любой машине с требованием понижения цен на топливо”. Кто организатор акции – непонятно, идея акции распространяется через социальные сети и анонимные телеграмм-каналы. Организаторы “шифруются” во избежание неприятностей со стороны властей. Их можно понять, у нас тут не Франция.

Главное фото: inshe.tv.

Добавить комментарий