"Еще одна стратегия развития, долг нижегородцев за капремонт и новая команда Панова", – эксперт-мониторинг "Минин-центра" за 18-22 февраля

Эксперт-мониторинг событий 18 – 22 февраля 2019 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями. 

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – утверждение стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года 

"Еще одна стратегия развития, долг нижегородцев за капремонт и новая команда Панова", – эксперт-мониторинг "Минин-центра" за 18-22 февраля

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Как отметил эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, в отличие от ежегодного послания президента, стратегия пространственного развития (ПР РФ) определяет принципы развития страны на более продолжительный период с учетом мировых социально-экономических и технологических тенденций.

"При первоначальной подготовке документа была борьба двух стратегических концепций – сделать ли упор на точках экономического роста, под которыми подразумевались крупнейшие городские агломерации, либо акцентировать ресурсное приложение на территориях с низким уровнем социально-экономического развития. Концептуальный спор закончился компромиссом – в конечном варианте стратегии ПР в качестве основной цели определяется обеспечение сбалансированного пространственного развития РФ, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения", - подчеркнул он.

По мнению Соловьева, при акценте на выравнивании межрегионального социально-экономического уровня, очевидно, что без дополнительных ресурсов осуществить это будет сложно. "При этом дополнительные ресурсы можно получить в точках роста, для экономического разгона которых также будут необходимы дополнительные ресурсы. В этой связи закономерен вопрос – найдется ли достаточное количество не только финансовых, но и административных ресурсов для решения двух стратегических задач?", - продолжил он.

"В тоже время конечный вариант стратегии ПР РФ получился более четким. В качестве приоритетных точек роста, способных осуществить быстрое развитие четко определяются городские агломерации, способные создать эффект экономической синергии. Важно, что нижегородская агломерация определятся одним из 18 перспективных центров такого экономического продвижения. Принципиальной частью стратегии ПР РФ является акцентирование на системном развитии транспортной логистики. Речь идет о создании внутрироссийских скоростных транспортных коммуникаций, таких как высокоскоростная магистраль "Москва–Казань", а также на развитие единой глубоководной речной системы европейской части РФ, нацеленной на частичную разгрузку автомобильных и железных дорог на направлениях, где перевозка грузов может осуществляться внутренним водным транспортом. Кроме этого стратегия ПР РФ предусматривает развития международных транспортных коридоров "Запад – Восток" и "Север – Юг" для обеспечения эффективного выхода российских предприятий на зарубежные рынки и увеличение объемов транзита грузов между Азией и Европой. В стратегии ПР РФ закрепляется принцип экономического разделения страны на макрорегионы. В первоначальном варианте их было 14, в итоговом – 12. Нижегородская область вошла в Волго-Камский макрорегион РФ", - рассказал эксперт.

"На фоне глобальных стратегических целей деление на макрорегионы не является главным, это, по сути, оболочка решения принципиальных задач. С другой стороны выделение макрорегионов потребует выработки соответствующих межрегиональных стратегий, что в свою очередь может скорректировать стратегию развития Нижегородской области до 2035 года", – заключил он.

Региональная тема – долг нижегородцев за капремонт жилья 

"Еще одна стратегия развития, долг нижегородцев за капремонт и новая команда Панова", – эксперт-мониторинг "Минин-центра" за 18-22 февраля

Максим Медоваров (фото из личного архива)

Как напомнил эксперт "Минин-центра" Максим Медоваров, общая задолженность по платежам в "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Нижегородской области" на 1 февраля 2019 года составила 2 млрд 773,8 млн рублей.

"Ранее, в декабре 2018 года, стало известно, нижегородский фонд капремонта получил "неуд" за работу с должниками. План по ремонту жилья был выполнен за 2017 год на 23%, за 2018 год на 56%. Таким образом, можно говорить о замкнутом круге: из-за долгов не хватает средств на выполнение плана, но и халатное невыполнение плана фондом провоцирует население и дальше не платить взносы на капремонт", - отметил эксперт.

По мнению Медоварова, жители зачастую не понимают, куда могут пойти их деньги, а плановые сроки ремонта многих домов (вплоть до 2040-х годов) неспособны добавить энтузиазма в этом отношении.

"До сих пор в Нижегородской области не налажена система работы с добросовестными подрядчиками и контроля качества их работы. При этом есть случаи, когда после проведенного капремонта состояние домов лишь ухудшилось. Кроме того, по данным прокуратуры, сфера капремонта стала наиболее криминогенной в Нижегородской области в 2018 году – это только усугубляет проблемы и еще больше подрывает доверие граждан к самой системе капремонта и как следствие к власти. Не следует думать, что долг в более чем 2,7 млрд рублей принадлежит только частным лицам. Показательно, что крупными должниками являются нижегородские муниципалитеты – собственники муниципального жилья, которое предоставляется в наем. Одна только администрация Нижнего Новгорода, без учета Дзержинска, Балахны, Выксы, задолжала 397,6 млн рублей. Позицию администраций в какой-то мере можно объяснить неотрегулированной системой их взаимоотношений с Фондом капремонта", - считает он.

"Выплаты со стороны муниципалитета сталкиваются с частой корректировкой сумм. С учетом жестких бюджетных правил такие гибкости в распределении могут рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств, что является уголовным преступлением. В этой связи муниципалитетам безопаснее заплатить долг по итогам долгих судебных разбирательств, даже с учетом начисления пеней. Откладывать же средства до 2040-х годов муниципалитеты также по понятным причинам не желают. Получается, что сегодня проблема капремонта требует решения еще массы различных задач, и не только с жителями. В любом случае, имея такой существенный долг, администрация областного центра своими действиями или бездействием подаёт "дурной" пример, в том числе и горожанам. А "дурной" пример, как известно заразителен. Получается ещё один "замкнутый" круг", – сделал вывод эксперт.

Муниципальная тема – завершение формирования руководства администрации Нижнего Новгорода

На уходящей неделе Любовь Сачкова была назначена заместителем главы Нижнего Новгорода по вопросам образования, культуры и спорта.

"Еще одна стратегия развития, долг нижегородцев за капремонт и новая команда Панова", – эксперт-мониторинг "Минин-центра" за 18-22 февраля

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

Как отметил эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, в процессе формирования команды Панова можно выделить несколько характерных особенностей.

"Во-первых, процесс длился слишком долго – целый год. В какой-то степени это связано с тем, что для подбора и проверки кадров были созданы новые условия. Никто не мешал и не торопил: политическое поле было зачищено, а городская Дума утратила такое кадровое право как согласование заместителей главы, что давало дополнительную возможность для более длительного выбора. Во-вторых, за этот год совершенствовался механизм новой одноглавой системы управления городом. При этом важные и актуальные текущие проблемные вопросы отрабатывались при активной ротации кадров, прежде всего руководящего состава. Возможно именно в этом причины многих нерешенных вопросов. За прошедший год кадровые перемены были весьма активны – вспомним большое количество замен на всех уровнях нижегородской муниципальной власти. Хочется надеяться, что в итоге появилась отформатированная и устойчивая система управления городом, под которую и подбирались конечные руководящие управленцы. Это, характерная особенность политики мэра Панова, в отличие, например, от Дзержинска, где процесс формирования команды на уровне замов главы произошел быстро – фактически за полтора месяца, но при этом сама система управления еще не отрегулирована, что не исключает серьезных проблем в дальнейшем", - говорит эксперт.

"В-третьих, команда Владимира Панова была сформирована открытым образом и является, в отличие от губернаторской команды, в большей степени нижегородской по составу. Любовь Сачкова недавно стала третьим заместителем мэра, которого назначили по итогам доступного для всех конкурса, организованного на портале "Команда правительства". Ранее таким же образом был назначен Алексей Карапузов, отвечающий за информационные технологии, и Дмитрий Гительсон – заместитель по социальным коммуникациям. Но не все нынешние заместители были назначены подобным образом, что вызывает диссонанс. При этом из восьми замов Панова пять являются нижегородцами. Это существенное отличие от "варяжского" правительства Нижегородской области и нового руководства того же Дзержинска. Такой подход – дополнительный плюс, так как может повысить доверие нижегородцев к новой городской власти. Но главное еще впереди. Прошло больше года после смены власти в Нижнем Новгороде и теперь помимо стандартного поддержания жизнеспособности города хотелось бы увидеть и новые реальные результаты развития от новой команды областного центра", – заключил эксперт "Минин-центра".

Фото: ИА "Нижний сейчас"