Эксперт-мониторинг событий 3-11 мая 2018 года от АНО "Минин-центр"

Эксперты "Минин-центра" анализируют события начала мая, оказывающие влияние на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области, и имеющие долговременные тенденции.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию в долговременном отношении – указ президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития России до 2024 года", подписанный Владимиром Путиным сразу после инаугурации.

Как отмечает член правления "Минин-центра" Игорь Соловьев, особенностью президентской стратегии последних лет является обнародование программных документов развития страны после победы на выборах, а не наоборот. "При этом майские президентские указы становятся индикаторами деятельности не только правительства, но и губернаторов. Для последних именно их выполнение, а не общий функционал – решающий показатель эффективности", - подчеркнул он.

В этой связи, отмечает Игорь Соловьев, майский указ 2018 года существенно скорректирует как предвыборную деятельность врио губернатора Нижегородской области, так и долгосрочное планирование областного руководства.

"В частности можно прогнозировать, что процесс создания Стратегии развития Нижегородской области до 2035 года растянется по срокам. Во-первых, майский указ президента предусматривает реализацию основных направлений федеральным правительством совместно с органами государственной власти российских субъектов. При этом механизмы исполнения и материальные средства на них еще не конкретизированы, а срок предоставления соответствующих программ определен до 1 октября 2018 года. Во-вторых, сценарий избирательной кампании Глеба Никитина, изначально диктовал логику длительного обсуждения самых общих стратегических параметров развития Нижегородской области, при окончательном принятии уже после победы на выборах. И наконец, третий фактор, влияющий на сроки окончательного варианта нижегородской стратегии – Чемпионат мира по футболу, который начнется уже через месяц", - считает эксперт.

По мнению Соловьева, футбольный чемпионат, который будет проходить и в Нижнем Новгороде, сам по себе даст много поводов новой нижегородской власти для эмоциональных пиар-действий и заявлений разной направленности, на фоне которых выносить серьезный документ на первый план обсуждения будет, вряд ли логично. "Может быть и хорошо, что 3 мая областное правительство не обнародовало ничего конкретного по стратегии развития Нижегородской области. Хорошо, разумеется, для нижегородского правительства", – заключает эксперт.

Продолжением этой федеральной повестки является региональная тема – создание Корпорации развития Нижегородской области, основными задачами которой как раз является реализация областной стратегии развития и привлечение инвесторов.

о мнению члена правления "Минин-центра" Алексея Орехова, несмотря на отсутствие четких параметров областной стратегии развития, создание функциональной организации по ее реализации – шаг вполне системный, так как появляется организация, способная генерировать глобальные проекты, чего сегодня не хватает отдельным министерствам, зацикленным на узкий функционал.

"Руководящий состав Корпорации – люди, обладающие разносторонним опытом по различным направлениям и уровням. При этом вхождение в руководство организации врио губернатора Глеба Никитина и главы Нижнего Новгорода Владимира Панова не только дает им возможности для маневра, но и повышает ответственность за результаты конечной деятельности. Примечательно вхождение в руководство, помимо чиновников, и двух стратегов по профилю деятельности. Это экс-министр культуры Москвы Сергей Капков, который зарекомендовал себя реализацией креативных проектов на уровне российской столицы – не случайно в настоящее время он выступает в качестве советника московского мэра, и руководитель представительства АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" в ПФО Сергей Бочаров", - продолжил он.

Однако, как отмечает Орехов, помимо громких имен, для успеха новой организации требуется два момента: конкретное наполнение деятельности и реальные результаты в самое ближайшее время, а не через несколько лет.

Важная муниципальная тема – возможные качественные изменения в транспортной системе Нижнего Новгорода.

На уходящей неделе стало известно о планах департамента транспорта администрации города заключения концессионного соглашения с МП "Нижегородэлектротранс".

Эксперт "Минин-центра", член Общественной палаты Дзержинска Андрей Блохин: "Очевидно, что в настоящее транспортные системы подавляющего большинства российских городов находятся в упадке, а система муниципальных перевозок сегодня неэффективна, поэтому для формирования высокого уровня надежности корреспонденций следует искать принципиально новые пути развития. Возможным вариантом является государственно-частное партнерство по механизму концессии, что предполагает создание или реконструкцию недвижимого имущества, находящегося в муниципальной (государственной) собственности, за счет средств инвестора, который получает право эксплуатировать объект с целью получения прибыли".

По мнению Блохина, в настоящее время в Нижнем Новгороде рассматривается вопрос о заключении концессионного соглашения с администрацией города и концессии трамвайного сообщения с привлечением серьезного московского инвестора.

"Возможно несколько сценариев реализации: передача в концессию уже существующей всей трамвайной сети или ее части с последующей реконструкцией инфраструктуры и обновлением подвижного состава; концессионер строит новые линии, эксплуатирует их определенный период времени (20-30 лет), за который окупает затраты и передает городу. Однако любые изменения в одном виде транспорта оказывают влияние на всю сеть городского транспорта. Это усложняет разработку проекта концессионного соглашения и для городских властей, и для потенциального концессионера, поэтому успешная интеграция объектов, эксплуатируемых концессионером, в существующую транспортную систему города требует компетентности инвестора в широком спектре вопросов и наличия у него значительных финансовых ресурсов. При этом со стороны муниципалитета требуется создание административно-правовых условий для реализации такого проекта. Кроме этого, учитывая социальную ориентированность любого транспортного проекта, необходимо создание условий для участия общественности в публичном обсуждении и контроле продвижения проекта", - добавил эксперт.

Как отмечает Андрей Блохин, в современной России концессия – это новый инструмент решения транспортных проблем, но у которого уже есть практика весьма успешной реализации. "Примером является состоявшийся в марте 2018 года в Санкт-Петербурге запуск трамвайного маршрута №8, реконструированного концессионером, который полностью обновил вся инфраструктуру и закупил современные трамваи. Результат – улучшение качества обслуживания населения района, при увеличении скорости корреспонденций в два раза. В дальнейших планах концессионера – открытие еще нескольких маршрутов и строительство нового трамвайного депо. При этом реконструкция и развитие новых транспортных линий – основа создания интермодальной транспортной системы, направленной на минимизацию временных, финансовых и социальных издержек горожан, при которой повышается доступность городских территорий, их привлекательность для малого и среднего бизнеса, а также крупных инвесторов. Это в свою очередь увеличивает доходную часть бюджета города. Таким образом, концессионное соглашение в сфере городского транспорта – это возможный шаг к формированию эффективной транспортной системы, соответствующей главной цели своего создания – развитие города", – заключил он.

Источник: НИА "Нижний Новгород"

Фото: НИА "Нижний Новгород"