Эксперт-мониторинг событий 21-25 мая 2018 года от АНО “Минин-центр”

Эксперты “Минин-центра” анализируют события уходящей недели, оказывающие влияние на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области, и имеющие долговременные тенденции.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию в долговременном отношении – Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) и участие в нем нижегородской делегации.

Как отмечает председатель “Минин-центра” Вячеслав Гуськов, примечательно, что в подписании различных экономических соглашений в рамках форума принимает участие новая областная структура – АО “Корпорация развития Нижегородской области”.

“Очевидно, что речь идет о новом инструменте экономических взаимоотношений, который, помимо профильных министерств, является более мобильным, при этом оперативно контролируется непосредственно руководством региона”, – сказал он.

Кроме подписания различных соглашений, важной частью работы Петербургского форума является мониторинг экономического потенциала и состояния инвестиционного климата в российских регионах. 25 мая в рамках форума при поддержке “Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов” (АСИ) прошла презентация результатов “Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России”.

К сожалению, констатирует Гуськов, Нижегородская область не попала в ведущую двадцатку инвестиционно-рейтинговых регионов России. Как не попадала в 2017 и 2016 годах.

“Сегодня Нижегородская область по инвестиционной привлекательности проигрывает регионам с явно меньшим экономическим потенциалом. В чем причина?”, – задал вопрос Гуськов.

При ответе на этот вопрос, эксперт “Минин-центра” советует учесть рецепт губернатора Тюменской области Владимира Якушева, которая стала победительницей сегодняшнего рейтинга: “нельзя создать “теплый” инвестиционный климат в субъекте без сотрудничества региональной власти и муниципалитетов”.

Как отмечает эксперт, существует ощущение прекращения конфликтной ситуацией в областном центре и отладка конструктивного взаимодействия правительства с местной властью – это является необходимым условием оживления экономики. Насколько эти скрепы будут долго работать покажет время.

“Однако не стоит забывать, что более активное движение вперед начнется при условии системной взаимосвязи областной стратегии развития с муниципальными особенностями”, – делает вывод эксперт.

Региональная тема – поручение врио губернатора Глеба Никитина об общественном обсуждении Стратегии-2035 в Нижегородской области.

По мнению члена правления “Минин-центра” Алексея Орехова, широкое общественное обсуждение областной стратегии – шаг логичный с точки зрения избирательной кампании.

“Общественное соучастие в моделировании будущего Нижегородской области с привлечением таких федеральных возможностей как фигура Президента дает явное преимущество новому кандидату на губернаторских выборах. При этом к процессу обсуждения подключаются максимальные ресурсы: областное правительство через отраслевое обсуждение, и ведущая партия “Единая Россия”, обеспечивающая общественное обсуждение в нижегородских муниципалитетах”, – сказал Орехов.

Однако такая масштабность может вызвать и закономерную сложность – после начала обсуждения пойдет вал предложений (“наказов избирателей”), которые необходимо будет систематизировать, чтобы не размыть общие стратегические цели”, – прогнозирует эксперт.

“Явно, что этот процесс систематизации будет не менее сложным чем, разработка самого документа. Надо понимать, что ответы на многие предложения необходимо будет давать в настоящем, а не в будущем. Иначе получится лукавство – обещание счастливого будущего после победы на выборах, без решения текущих проблем. Мы еще помним предвыборные масштабные опросы от “Единой России”, работа по итогам которых публично была не видна. Надеюсь, что всё будет учтено и избиратель увидит по настоящему толковые планы, способные при реализации на порядок улучшить качество жизни и экономическую ситуацию”, – пояснил Орехов.

Также он отмечает, что при объявлении начала обсуждения не произошло обнародования самого стратегического документа, хотя говорилось об этом еще в начале мая.

“При этом заявлялось, что в документе уже учтены рекомендации нескольких сотен экспертов разных сфер деятельности. При работе с важными документами такого уровня нужна предельная точность и аккуратность”, – подчеркивает эксперт.

Муниципальная тема – отчеты руководства ведущих нижегородских муниципалитетов за прошлый год.

На уходящей неделе депутаты Гордумы Нижнего Новгорода на совместном заседании комиссий поддержали отчет мэра Владимира Панова.

Как отмечает член правления “Минин-центра” Игорь Соловьев, показательно, что деятельность нижегородской администрации в 2017 году не имеет отношения к Панову, который приступил к обязанностям только в начале 2018 года, тем не менее, он все-таки отчитался за деятельность прошлой власти.

Как считает Соловьев это достаточно важный показатель работы новой нижегородской власти, так как отчет о годовой деятельности – это соответствие норме устава Нижнего Новгорода, а также следование новому принципу власти в областном центре – единоличной ответственности за все происходящие процессы в городе. Отчет был принят большинством голосов депутатов, что не удивительно при нынешней специфической лояльности депутатского корпуса.

На этом фоне во втором городе области Дзержинске на комитетах Думы происходило критичное обсуждение отчетов главы города и главы администрации за 2017 год.

Как отмечает Соловьев, активность дзержинского обсуждения была вызвана не столько недостаточностью прошлогодних показателей, сколько сложностью распределения полномочий и ответственности между депутатами, главой города и главой администрации, в рамках существующей в Дзержинске двуглавой системы управления.

“Примечательно, что двуглавая система власти в Дзержинске существует уже почти шесть лет, а вопросы неурегулированности взаимоотношений властных органов только обостряются. Показательно, что один из ведущих комитетов Гордумы Дзержинска по городскому хозяйству впервые за всю историю отчет главы города Сергея Попова отправил на доработку с принципиальными замечаниями. Возражения депутатов вызвало несоответствие функций деятельности главы города заявленным показателям работы”, – сказал Соловьев.

“Нечеткость распределения обязанностей в двуглавой системе Дзержинска, приводит в конечном итоге к безответственности, которая только активизирует борьбу узкоклановых группировок за перераспределение муниципальных ресурсов в свою пользу. В результате принципиально снижается эффективность муниципальной власти в Дзержинске”, – заключает эксперт.

Источник: НИА “Нижний Новгород”

Фото: НИА “Нижний Новгород”