“Для реализации амбициозных проектов Глебу Никитину деньги придется искать извне”, – эксперт-мониторинг “Минин-центра”

Эксперт-мониторинг событий 22-26 октября 2018 года от АНО “Минин-центр”. Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

 Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в Кремле под председательством президента Владимира Путина. 

Вячеслав Гуськов (фото: НИА “Нижний Новгород”)

Как отметил эксперт “Минин-центра” Вячеслав Гуськов, на заседании Совета обсуждались важные стратегические проекты в социальной сфере, в области цифровой экономики и транспортной инфраструктуры, экологии, культуры, жилищного строительства и городской среды. “Их реальная реализация в предстоящие годы позволит России осуществить прорыв в новых технологических и социальных условиях XXI века”, – добавил он.

Гуськов подчеркнул, что помимо этой глобальной задачи в обсуждении можно выделить два примечательных момента. “Во-первых, о серьезности намерений свидетельствуют не только целевые показатели и механизмы их достижения, но и объемы финансирования. В течение шести лет на реализацию из всех источников будет направлено порядка 28 трлн рублей. Значительная часть финансирования предусматривается за счет средств российских госкомпаний. Справедливо отмечалось, что российские деньги нужно заставить работать на страну и внутри страны. Во-вторых, на высшем государственном уровне было подчеркнуто, что успех стратегических нацпроектов в значительной степени зависит от эффективной работы регионов. Именно региональным управленческим командам предстоит сыграть главную роль в решении конкретных практических задач. Главное – уже сегодня руководство регионов может своими предложениями детализировать федеральные нацпроекты”, – продолжил эксперт.

“При таком подходе приоритет получат регионы, которые оперативно реагируют на инновации и способные оперативно выстраивать собственные стратегические планы с учетом как федеральных, так и мировых тенденций продвижения. Возможность регионального уровня в практической и оперативной реализации нацпроектов важна с точки зрения активного софинансирования региональных стратегических проектов. А также это актуально при существующих проблемах федерального уровня доведения глобальных планов до конкретных результатов, о чем на совещании в Кремле справедливо говорил президент. В этом отношении Стратегия развития Нижегородской области до 2035 года является очень эффективной дорожной картой по реализации планов федерального уровня. Следует отметить, что в настоящий момент нижегородская Стратегия-2035 уже направлена в правительство РФ как раз по вопросу согласования с параметрами нацпроектов”, – заключил Вячеслав Гуськов.

 Региональная тема – внесение в Заксобрание проекта бюджета Нижегородской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Алексей Орехов (фото НИА “Нижний Новгород”)

По мнению эксперта “Минин-центра” Алексея Орехова, действие хоть и традиционно рутинное, тем не менее, примечательное тем, что является важным рабочим моментом в уже практической деятельности губернатора Глеба Никитина.

“Выборы закончились, необходимо заниматься текущей деятельностью. В какой-то степени объективно после выборной кампании появилась проблема имиджевого восприятия областной власти. Она основана на дисбалансе между амбициозными планами на будущее Нижегородской области, которые активно раскручивались в выборный период, и существующими возможностями по решению реальных проблем. Пока этот имиджевый дисбаланс проявляется в экспертных оценках, но при определенных обстоятельствах может стать и уже фактором массового общественного восприятия.

Орехов отметил, что проект областного бюджета – это показатель реальных границ возможностей. “С одной стороны разработчики областного бюджета демонстрируют явный оптимизм, основанный на росте параметров на 2019 год, прежде всего по доходам, которые выше прошлогодних и ранее планируемых, что и позволяет сделать тактический запас – планировать бюджетную бездефицитность на два ближайших года, и профицитность на 2021 год. С другой стороны, очевидно, что при нынешних областных резервах и существующей собственной динамике, реализация всех амбициозных планов, заложенных в областной Стратегии-2035, является, мягко говоря, проблематичной даже до 2035 года. Это проявляется уже сейчас на уровне дисбаланса между планами и конкретными возможностями”, – продолжил он.

“В частности, бюджет Нижегородской области на 2019-2021 годы не предусматривает средства на дальнейшее расширение нижегородского метро, как важной части реконструкции областной транспортной инфраструктуры. Хотя задача на фоне других является в большей степени тактической, чем стратегической. Уже сегодня становится понятно, что для объявленного социально-экономического прорыва Нижегородской области необходимы качественные изменения в различных сферах, способные дать мультипликативный эффект, а также активное привлечение возможностей федерального центра”, – делает вывод эксперт.

Муниципальная тема – депутаты городской Думы Дзержинска на очередном заседании отказались обсуждать обращение к губернатору Глебу Никитину о повышении предельных индексов роста тарифов.

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Эксперт “Минин-центра” Игорь Соловьев отметил, что при, казалось бы, очевидности ситуации, вопрос на самом деле касается более глубоких вещей, чем обсуждение непопулярного повышения тарифов.

“Во-первых, он касается инвестиционной программы, которую Дзержинский водоканал (ДВК) выполняет в рамках существующего концессионного соглашения. В рамках реализации этой программы ДВК удалось через серьезный конкурсный отбор войти в число победителей проекта “Развитие систем водоснабжения и водоотведения в городах РФ”, при финансировании международного банка развития БРИКС, созданного одноименной организацией с участием Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Важно, что для Дзержинска общий объем выигранных инвестиций может составить 3,6 млрд рублей, из которых 80% являются безвозмездными”, – рассказал он.

“Оставшиеся 20% (700 млн рублей) необходимо покрыть на условиях софинансирования. По линии этого международного транша в ближайшее время можно реконструировать основные проблемные объекты Дзержинска: главный канализационный коллектор, районные очистные сооружения, а также построить вторую нитку Тепловского водозабора и водоводы на несколько поселков. Именно по этим 20% софинансирования, через плановое повышение тарифов как инвестиционной составляющей, ДВК и просило дзержинских депутатов обратиться к губернатору”, – пояснил эксперт.

Вторым важным моментом дзержинской ситуации, по мнению Соловьева, является явная противоречивость позиции дзержинских депутатов, которые свели инвестиционный вопрос только к проблеме защиты интересов граждан от повышения тарифов.

“Однако популярная позиция гражданской защиты явно противоречит фактам депутатской деятельности. Так на профильном комитете Думы серьезный инвестиционный вопрос фактически был спущен на тормозах, а на заседании Думы большинство депутатов испугались его открыто обсуждать – почти половина присутствующих депутатов или воздержались или вообще не голосовали за его включение в повестку дня. В результате только 13 из 32 присутствующих голосовали против“, – напомнил Соловьев.

По мнению эксперта “Минин-центра”, странная на первый взгляд мотивация депутатов Дзержинска вполне объяснима с точки зрения местных реалий власти: сегодня депутатский корпус Дзержинска представляет собой собрание олигархических групп, которые решают свои меркантильные задачи.

“Ситуация в Дзержинске во многом напоминает так называемую сорокинскую модель управления Нижним Новгородом до конца 2017 года, когда узкой группе лиц удалось монополизировать основные каналы принятия административных решений и распределения финансовых потоков. В случае невозможности удовлетворения собственных интересов эта группа лиц вполне способна заблокировать самые выгодные для города проекты – что уже не раз в Дзержинске происходило”, – подчеркнул он.

Как считает Соловьев, в результате в настоящее время Дзержинск рискует остаться в стороне от международной инвестиционной программы с безвозмездным финансированием, сопоставимым с годовым бюджетом. “Помимо чисто материальных потерь дзержинский прецедент – это удар по имиджу и инвестиционной привлекательности не только города, но и области, руководству которой очевидно и придется решать данную проблему уже в ручном режиме”, – заключил эксперт.

Добавить комментарий