Дед Мороз, подари нижегородцам “умный транспорт”… и побольше!

Дорогой Дедушка Мороз! Все, кто в тебя верит, так ждали этого дня. Ведь именно сегодня, 4 декабря, во многих странах мира и, надеюсь, в России, почтамты официально начинают принимать письма к тебе, а кое-где даже открываются специальные почтовые учреждения, чтобы все-все смогли попросить тебя об исполнении самых-самых заветных желаний. Понимаю, что каждый год ты получаешь миллионы писем и в конвертах, и по электронной почте. Тебе пишут и дети, и взрослые, которым хочется верить в чудо. А нам в Нижнем Новгороде, похоже остается только верить, что когда-нибудь — желательно в недалеком будущем — жители славного и большого города смогут пользоваться общественным транспортом, не портя при этом настроение ни себе, ни попутчикам.

Дедушка Мороз, этим летом, когда в Нижнем Новгороде проходили матчи Чемпионата мира по футболу, мы узнали, что трамваи, троллейбусы, автобусы и метро все-таки могут работать четко и слаженно. И пусть длилось это недолго, всего три недели, но ты же знаешь, что к хорошему быстро привыкаешь, а отвыкать совсем не хочется. Даже учитывая то, что городским властям не все удалось сделать вовремя.

Так, еще в сентябре 2017 года мы узнали, что в рамках концессионного соглашения с компанией “Ростелеком” к ЧМ в Нижнем Новгороде “в полную силу” должен заработать проект по установке “умных остановок”.

При этом, по условиям концессии, город никому ничего не платит, а просто на 10 лет отдает исполнителю 334 остановочных пункта и диспетчерский пункт на улице Долгополова, где после модернизации и оснащения программным обеспечением, появится информационный центр, из которого по всем “умным” остановкам будет передаваться информация “о построении маршрутной сети и о движении наземного транспорта”. А немалые деньги — 1,6 миллиарда рублей, — необходимые для создания этой сказки, инвестор будет “отбивать” продажей рекламы на интерактивных панелях, размещенных на остановочных павильонах. И, не поверишь, дедушка Мороз, рекламодатели смогут сами выбрать точки и время трансляции своих “месседжей”. И это еще не все! Через 10 лет все остановки снова станут собственностью города. Бесплатно! То есть, даром.

Фото: rt.ru

Алексей Белоусов, директор департамента прикладных проектов МРФ “Волга” ПАО “Ростелеком”

“Полноценную работу сервисов нижегородцы смогут оценить в первом полугодии следующего года, когда первая партия 134 остановочных павильонов будет запущена в эксплуатацию. Умные остановки помогут пассажирам построить маршрут и узнать время прибытия транспорта“.

Теперь тебе, дедушка, понятно, почему открытие в тестовом режиме первой умной остановки на Большой Покровской вызвало в городе большой ажиотаж: кто ж откажется ждать свой автобус в таких условиях? Хочешь — наслаждайся рекламой, хочешь — заряжай мобильник, хочешь — сёрфингуй по интернету с бесплатным wi-fi, хочешь — изучай окрестности на интерактивной карте. Можешь даже “прокачивать” свои знания английского языка, изучая ту же интерактивную карту в соответствующем режиме.

А чтобы отдельные нехорошие горожане не испортили другим удовольствие, остановки сделаны антивандальными, работает камера наблюдения (говорят, она сама будет по лицу определять хулиганов), предусмотрена кнопка SOS для экстренного вызова полицейских. И для поддержания чистоты еще поставят урны раздельного сбора мусора.

Обратит ли губернатор Глеб Никитин свой взгляд на масштаб городских транспортных достижений? Фото: управление по связям со СМИ администрации Нижнего Новгорода.

Глава города Владимир Панов, оценивая новый инфраструктурный объект, проверил все эти возможности и даже сделал дельные замечания. Например, попросил осветить саму остановку и сделать видимым ее название с разных сторон. Также посоветовал заменить металлическое сидение скамейки на деревянное: зимой надо здоровье горожан беречь всеми возможными способами.

Еще, дедушка Мороз, мы гордимся тем, что Нижний Новгород — первый город в стране, где появились такие остановки. Про них наш мэр Владимир Панов даже рассказывал на всероссийском форуме “Взгляд в цифровое будущее”, который прошел в конце октября в Сочи (ну, а где еще-то?). Аналогичные проекты уже планируют осуществлять в других городах. И все говорят об удобствах ОЖИДАНИЯ ТРАНСПОРТА. Действительно, для этого есть практически все, разве что встроенного ватерклозета не хватает.

К будущему лету нам обещают построить 134 умные остановки, учтя опыт зимовки первой. А потом еще 200.

Дедушка Мороз, пожалуйста, сделай так, чтобы все эти умные люди, подумали еще и об удобстве ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТОМ. Оно значительно больше влияет на качество жизни тех, кто пользуется общественным транспортом. Может, все эти умные люди бывают на остановках только по случаю открытия новых павильонов и даже не догадываются, что за многолюдной толпой ожидающих своего автобуса людей все достоинства “умных остановок” останутся незамеченными и неоцененными.

Почему-то все нижегородские транспортные новости, даже те, которые подаются в качестве достижений, имеют какое-то отрицательное “послевкусие”. Посуди сам, дедушка.

На прошлой неделе нам радостно сообщили, что 50 новеньких вместительных ЛИАЗов на газомоторном топливе поступили в город по лизинговой программе. А в следующем году поступит еще столько же. Это же здорово! Но вот газета “Коммерсант” в середине октября сообщила, что ежедневно из 633 машин “Нижегородпассажиравтотранса” на линию выходит всего 60% из них: 93 автобуса необходимо списать, 140 находятся в ремонте, а 40 — и это самое интересное — простаивают из-за нехватки водителей. То есть, качество машин на маршрутах изменится, а количество? И так на 40 автобусов не хватает водителей.

Или вот еще. Москва подарила Нижнему Новгороду 11 трамваев. Бывшие в употреблении, но не старые — 8—10 лет эксплуатации. Дареному коню в зубы, конечно, не смотрят, но прежде, чем трамваи выйдут на маршруты, их нужно отремонтировать. Вот и подумай, радоваться тому, что “не было ни гроша, да вдруг алтын”, или огорчаться, что к не самому маленькому и не самому бедному городу относятся по поговорке “вот тебе, боже, что нам не гоже”.

Появление новых 50 автобусов сегодня и еще 50-ти в перспективе – по нынешним временам большое событие. К сожалению. Потому что были “тучные годы” для столицы Приволжья,  когда транспортная тема звучала более солидно. Посудите сами. Прибывший в Нижегородскую область в 2005 году губернатор Валерий Шанцев закупал автобусы сотнями – и для областного центра, и для городов региона.

Олег Кондрашов принимает новые автобусы. Фото: НИА-Нижний Новгород.

Еще несколько лет спустя администрация Нижнего Новгорода под руководством Олега Кондрашова выпустила на дороги города 144 автобуса ЛиАз на газомоторном топливе. А также 27 вагонов метрополитена, два мотовоза и одну вагономоечную машину для МП “Нижегородское метро”, 30 низкопольных трамваев, 30 автобусов повышенной вместимости “гармошка”, три автобуса для перевозки маломобильных граждан. Более того, маршруточников глава города обязал обновить свои автопарки – и даже частники стали выходить в рейсы на оранжевых новых ПАЗах “Вектор”.  Что касается “умных остановок” – интернет они, может, и не раздавали, зато о ту пору “Сбербанк” оборудовал ключевые транспортные узлы терминалами, новыми навесами и удобными лавочками. А другие 87 остановок украсили репродукциями картин НГХМ .

Глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов порадовал горожан новостью о том, что в автопарк “Нижегородпассажиравтотранса” поступили 50 дизельных полунизкопольных автобусов большой вместимости (ЛиАЗ). И вроде как ждали до конца лета 2017 года еще 150 автобусов – чтобы “принарядиться” к чемпионату мира по футболу, и даже озвучивали объявленную закупку. Но что удивительно – торжественной встречи обещанного нового транспорта с присутствием СМИ так и не было. Может быть, те автобусы прибыли тайно?

Поневоле задумаешься, дедушка Мороз, когда же нам с транспортом больше везло (извини за каламбур).

Но ведь есть у нас сегодня, дедушка Мороз, и такие новости, где чего-нибудь душу радующего днем с огнем не сыщешь. Вот, скажем, с 1 января должны прекратить существование девять маршрутов, обслуживаемых частными перевозчиками: Т-37, Т-46, Т-47, Т-60, Т-76, Т-78, Т-83, Т-90 и Т-98. Казалось бы, городская власть не должна ничего делать в ущерб жителям города. И взамен отмененных частных должны появиться новые — муниципальные. Но нет, про новые ничего не слышно. Как давний житель Кузнечихи могу сказать, что ликвидация маршрутов Т-90 и Т-46 значительно повлияет на качество моей жизни. Потому что автобусы частично дублирующего их муниципального маршрута А-16 мне придется ждать 25—30 минут. Или, чтобы не замерзнуть на остановке, ехать на перекладных. Что, безусловно, не способствует повышению качества моей жизни.

Не способствует повышению качества жизни и уже свершившееся повышение стоимости проезда. Пока на двух маршрутах, через пару дней еще на семи, в там, глядишь, и остальные подтянутся. Повышение, вроде бы небольшое — всего два рубля. К тому же, вполне законное: стоимость проезда на нерегулируемых тарифах устанавливаю сами перевозчики. И тут каждый нижегородец сам для себя должен решить: ждать полчаса (а то и больше) подходящего автобуса на нынешних, совсем не “умных” остановках, или ехать до места назначения с пересадками. И ладно, если только с одной.

По большому счету, если транспорт ходит хорошо, с минимальными интервалами, не нужны пассажиру ни остановочный вай-фай, ни другие развлечения. Качество услуги для горожанина со стороны администрации города – побыстрее попасть из дома на работу и обратно. Или настолько у нас все уверены, что в ожидании нужно муниципального маршрута народ успеет заскучать?!

Ты не подумай, дедушка Мороз, что Нижний Новгород — город отсталый, не пользующийся благами цивилизации и цифровизации. У нас многие имеют транспортные карты, оплачивают проезд бесконтактными банковскими картами и даже с помощью смартфонов. И пересадочные тарифы есть: платишь один раз, а ездить можешь хоть на десяти автобусах в течение часа или полутора часов. Выгодно, удобно, но… далеко не всегда применимо. Потому что не на каждом частном автобусе есть терминалы, а там, где есть, не все возможности заведены. Да и цена билета теперь у каждого своя.

Дорогой Дед Мороз!

Уже много лет мы в Нижнем Новгороде слышим о разработке Комплексной транспортной системы, после внедрения которой наступит транспортное благоденствие. Пока же эти надежды разбиваются об экономические сложности. С одной стороны все — и власть, и частные перевозчики — говорят о благе пассажиров, с другой — для этого блага ничего внятного не делается.

Одни (власть) говорят, что пассажирские перевозки всегда были планово-убыточными и нужно найти способ вывода муниципальных предприятий на уровень безубыточности. И ради этого стоит убрать дублирующие (естественно, частные) маршруты, чтобы денежный поток не дробился. Но мешает старый подвижной состав, нехватка кадров, загруженность улиц частными автомобилями и автобусами.

Другие (частники), как львы, бьются за то, чтобы остаться на привычных и, наверное, прибыльных для себя маршрутах. Но при первой же возможности жалуются на налоги, высокую стоимость топлива и запасных частей, и предлагают повысить цену одной поездки.

Одни уповают на современные и удобные способы безналичной оплаты проезда, вторые всячески пытаются ограничить эти возможности или вовсе от них отказываются: расчет с пассажиром за наличные деньги таит в себе большие потенциальные возможности манипулирования отчетными цифрами.

Все это очень напоминает борьбу нанайских мальчиков — танцевальный номер, в котором один танцор, надев на себя специальный костюм, изображает “непримиримую битву” двух человек. Правда, в этой битве побеждает всегда танцор — гонорар можно не делить. А мы, нижегородцы, наблюдаем за ритуальными плясками и платим. Потому что нам, по большому счету, все равно кому платить за услугу. Главное — быстро и без проблем добраться из точки А в точку Б.

И это не досужие домыслы, а результат социологического исследования, проведенного всего две недели назад. Журналисты ГТРК “Нижний Новгород” при содействии института проблем социального управления провели соответствующий опрос. Выяснилось, что лишь 6,6 % игнорируют услуги общественного транспорта. 34,6 % пользуются им регулярно, столько же — периодически, а изредка — 24,2 %. Вот так распределились ответы жителей Нижнего Новгорода на вопрос: улучшилась или ухудшилась за последний год работа общественного транспорта.

Суммарное количество удовлетворенных, неудовлетворенных, а также тех, кто не заметил изменений или затруднился с ответом, если просуммировать родственные ответы, оказалось практически одинаковым — 32,8 %, 33,4 % и 33,8 % соответственно.

Максим Лубяной. Фото из личного архива.

Максим Лубяной, директор Института проблем социального управления:

“Такие результаты — это последствие бесконечных разговоров о создании новой Комплексной транспортной схемы, которые пока вылились в достаточно хаотичный процесс отмены старых и введения новых маршрутов. Люди вынуждены принимать изменения, а их мнение — это непосредственная и во многом нелицеприятная оценка административных новаций”.

Дорогой Дед Мороз!

Очень прошу тебя в наступающем году сделать так, чтобы общественный транспорт в Нижнем Новгороде стал если уж и не “умным”, то, как минимум, дружелюбным к нижегородцам. Ну, а если, это не под силу даже тебе, то, пожалуйста, не морозь очень сильно, когда мы будем стоять в ожидании автобусов, троллейбусов или трамваев.

Добавить комментарий