Блог редактора: “Народная анестезия” вместо предвыборной кампании

До выборов осталось почти ровно два месяца. По идее, мы с вами должны сейчас наблюдать разгар предвыборной борьбы, яркие ходы от кандидатов, смелые проекты, набор электорального рейтинга лидерами списков… А что в реальности?

В реальности происходящее в городе напоминает известный анекдот: “- Больной, вам какую анестезию? – Самую дешевую. – Есть народное средство, вообще бесплатно. – О, давайте! –  Баю-баюшки баю, не ложися на краю…”

Серьезно – депутаты вовсю сыплют “народными средствами”. Ну вот что это, как не “самопал” на местах?

самопал

Приглашение в зоопарк от Марка Фельдмана. Фото И.Славиной

Мы ничего не имеем против Марка Фельдмана лично, но вся эта “купеческая щедрость и благотворительность”  ну настолько же шита белыми нитками, что только ребенок не поймет, по какому поводу вдруг раздают бесплатные приглашения в зоопарк.  Но дети не голосуют, а все взрослые давно привыкли, что перед выборами депутаты проявляют дозированную щедрость – и получение привычной “халявы” уже далеко не весомый повод проголосовать “за”.

Ладно, спишем это на нашу нижегородскую местечковость (хотя выборной кампанией Марка Самуиловича, по нашим сведениям, “рулит” приглашенный специалист из Москвы). Но сложно, что ли, хотя бы грамотно написать, без пунктуационных ошибок?! Или экономили на корректоре?

вырезка

“И такая дребедень – целый день”. Практически все кандидаты действуют то ли “по старинке”, то ли по принципу “как дешевле выйдет”. Раздача продуктовых наборов, приглашения на концерты и прочие мероприятия, поквартирная агитация в стиле “хоть стой хоть падай»… Всем этим “умным ходам”  уже десятки лет.

котюсов-гречка

…Вы спросите, а как должно быть? Нам тоже интересно. Поэтому мы задали этот вопрос сведущему человеку – московскому политтехнологу Александру Лобкову, вот уже пятнадцать лет работающему на выборах по всей стране.

Александр Лобков

Александр Лобков

Сейчас избирательные кампании, жестко загнанные в рамки законодательства, в массе своей действительно проходят скучно. Шаг влево, шаг вправо – и с высокой вероятностью кандидату отказывают в регистрации.
Конечно, изменились и способы агитации. Старое приелось и не работает. Красивые плакаты с броскими лозунгами в стиле “Я дам вам все”, “черные” технологии против конкурентов, раздача продуктовых наборов пенсионерам – все это уже не цепляет избирателя. Если раньше большинство людей смотрели на выборы, как на шоу, от результатов которого мало что зависит, то сейчас возросшее гражданское самосознание подсказывает, что продуктовый набор от кандидата — это, конечно, неплохо, но состояние дорог, больниц, капитальный ремонт и вообще работа избранного лица в течение следующих пяти лет – важнее.
Нынешний электорат ждет конкретики. Причем избиратель требует от кандидата не просто ответа на вопрос “Что ты сделаешь?”, а еще и “Как ты это будешь делать?”. Вот тут лежит непаханое поле для создания благоприятного имиджа кандидатам.

Например, одна из интересных технологий в ведении избирательных кампаний, которая появилась совсем недавно – проведение форсайт-форумов. Если определить коротко, то форсайт – это технология моделирования будущего. От обычного планирования форсайт отличается тем, что не просто назначает некие события на определенные даты, а формирует комплексное видение будущего, нацелен на разработку практических мер по достижению результатов. Это конкретные проекты будущего.
Для России технология форсайтов достаточно новая, но во многих странах такое прогнозирование социально-экономического развития проводится давно и регулярно на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Как это выглядит на практике? Форсайт-форумы проводятся с несколькими целевыми группами участников. Например, отдельно с директорами градообразующих предприятий, отдельно – с работниками бюджетной сферы, с работниками ЖКХ, с представителями общественных организаций. В ходе общения у участников выясняют основные тенденции (как положительные, так и отрицательные), существующие в городе, определяют угрозы, которые беспокоят жителей на ближайшую перспективу, желаемые изменения на территории. Затем участники называют ответственных за эти изменения. В результате формируется образ вполне конкретного будущего, а главное – дорожная карта действий, с помощью которой можно этого будущего достичь.
И уже на основании результатов форсайтов кандидат готовит несколько подробных и вполне конкретных проектов, которые ложатся в основу его программы. Даже частичное включение форсайт-технологий в избирательную кампанию дает реальный результат. Кроме формирования жизнеспособной программы кандидат получает дополнительные информационные поводы, а значит – пиар, работает с избирателями по профессиональным средам, зачастую узнает о ключевых проблемах, которые не всегда на поверхности.

Вот, например, живой пример работы с форсайтами: кандидат победил, и всем понятно, какие проекты в подмосковном городке Королёв будут реализованы.

форсайтВ общем, выборы в России из шоу постепенно, со скрипом, но превращаются в механизм создания рабочей модели власти. Да, проходит не так весело, как это было в 90-е, но оно и к лучшему.

Нда. А мы тут, понимаешь, гречку раздаем…

  1. бабушки продадут свой голос за то что им понятней, а понятней им гречка и сахар – а слово “форсайт” для них попахивает бездуховностью.