Блог редактора: “Хохлома – не роскошь, а средство передвижения…финансов”

Листая новости, наткнулся, в числе прочих, и на такую: “Минпромторг совместно с Минкультуры готовит предложения для включения российских народных промыслов в список нематериального культурного наследия. Гжель и хохлома в скором времени могут попасть под защиту ЮНЕСКО”. Хохломская роспись, если кто не в курсе, родом с Нижегородчины, то есть – наше “национальное достояние”. А кто у нас сейчас главный по хохломе? С недавних пор по расписным ложечкам у нас главная некто Элада Нагорная, супруга мэра города Олега Сорокина. Вот и засвербило проверить – как теперь живется ЗАО “Хохломская роспись”, которое, если верить СМИ, меценат Элада Нагорная спасла практически от смерти и забвения?

Бочка меда

А живется хохломе, как выяснилось, не так уж плохо. Интернет сообщает, что ЗАО “Хохломская роспись” является:

  • Крупнейшим предприятием народного промысла в России (около 800 сотрудников даже после всех сокращений, современный сайт, льготы и премии сотрудникам – например, 13-я зарплата)
  • Щедро субсидируемым государством производством
  • Одним из самых узнаваемых на Западе брендов России (даже самолеты British Airways как-то расписывали хохломскими узорами, с немалой выгодой для предприятия)
  • Крупнейшим поставщиком детской мебели (!) в дошкольные учреждения России
  • Прибыльным и устойчивым к трудностям предприятием. Объем производства продукции на «Хохломской росписи», как сообщает “Коммерсант”,  в 2014 году вырос на 5% к уровню 2013 года и составил 276 млн рублей. Чистая прибыль в 2013 году составила 17,94 млн рублей, в 2012-м — 16,78 млн рублей, в 2011-м — 22,28 млн рублей, в 2010-м — 16,48 млн рублей. В “кризисном” 2008-м предприятие смогло заработать 19 миллионов рублей чистой прибыли.
хохлома самолет
Один из восьми самолетов British Airways с узором работницы фабрики, заслуженной художницы РФ Таисии Белянцевой

Но постойте, при чем тут Элада Нагорная?

Ложка дегтя

Судя по всему – ни при чем. Несмотря на сообщения о “финансовых трудностях” предприятия и “поисках инвестора”, нельзя сказать, что покупка контрольного пакета акций ЗАО “Хохломская роспись” Эладой Нагорной была единственным способом выживания для предприятия. Да и “меценатством” это сложно назвать – это слово подразумевает вложение денег в то, что “само не встанет” и прибыли не принесет. Тут явно другой случай – пожалуй, из всех предприятий НХП (народных художественных промыслов) России “Хохломская роспись” является самым прочно стоящим на ногах. Само по себе, без костылей.

элада
Э. Нагорная всегда умела налаживать деловые контакты. На фото – Элада Нагорная и Валентин Юдашкин

Я не хочу преуменьшать достоинства Элады Нагорной. Элада Нагорная – превосходный бизнесмен (вернее, бизнес-вумен), в год зарабатывающая 1,5-2 миллиарда рублей. Но это не повод называть “мецентаством” то, что таковым не является.

Но зачем?

Окей, не меценатство. Тогда – зачем?

Как уже было сказано выше, госпожа Нагорная неплохо понимает в бизнесе. А крупные бизнесмены покупают предприятия в двух случаях: либо рассчитывая на прямую прибыль от предприятия, либо рассчитывая тем или иным путем провести через предприятие деньги.

Какая от “Хохломы” (в лучшие времена зарабатывающей пару-тройку десятков миллионов в год) может быть прибыль для дельца с миллиардными доходами? Разве что венчурная, то есть – ориентированная на будущее.

роспись

Уфтюжская роспись была использована в оформлении олимпиады в Сочи

Нижний Новгород живет подготовкой к ЧМ-18. Уже ходят версии, что вся история с “Хохломой” – всего лишь первый шаг грамотно рассчитанной комбинации по неплохому бизнесу на официальной символике Чемпионата Мира. Хохломская роспись имеет весьма неиллюзорные шансы таковой стать. Ведь, напомним, в символике практически всех крупных спортивных мероприятий последнего времени в России – вспомним Сочинскую Олимпиаду и многие другие – присутствовали элементы народных орнаментов.

А версию с “проводкой денег” мы даже рассматривать не будем. Хотя, к слову, такие вещи очень часто проворачиваются под маркой “меценатства” или “благотворительности”.

Так или иначе,  вся история с Хохломой – это, как говорят в фильмах, “ничего личного, просто бизнес”.

И я, кстати, не удивлюсь, если история с “Прорывом” и вообще с эладо-венгерской межнациональной дружбой тоже обернется прибыльным бизнес-проектом. Эй, где вы, господин Гудков, неутомимый вскрыватель дел Сорокина и его окружения? Вот вам идея для очередных поисков!