9 вопросов о губернаторе. Зачем Москва задаёт их народу?

Доверие населения губернатору (и состояние региона) федеральная власть будет оценивать, опрашивая жителей по знаковым критериям: состояние дорог, утилизация мусора, уровень коррупции, уровень здравоохранения и образования. С 2021 года лучшие 40 регионов будут получать гранты из федерального бюджета.

14 ноября, спустя ровно год после указа президента № 548 (“Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”) премьером Дмитрием Медведевым подписано постановление Правительства об утверждении перечня показателей для оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Новые показатели будут применяться при оценке эффективности деятельности по повышению уровня социально-экономического развития с 2020 года. С 2021 года эти показатели задействуют при оценке темпов наращивания экономического потенциала территорий. И с этого же года 40 регионов будут получать гранты из федерального бюджета.

Среди 24 показателей – 9 новых. Они введены еще указом президента, но минэкономразвития должно было подготовить методики и формулы. На это ушел год. Губернаторы успели вникнуть и, вероятно, подготовиться. Главе Нижегородского региона, можно сказать, повезло: к началу оценки работы населением пройдут уже три полных года его работы на посту. Можно успеть многое. Или не успеть.

Определены федеральные органы исполнительной власти, ответственные за предоставление значений по всем 24 показателям.

ВЕРДИКТ  ВЫНЕСУТ  ЖИТЕЛИ

Путем массового опроса населения будут оцениваться такие показатели, как:

  • соотношение среднедушевых доходов населения (за вычетом сумм обязательных платежей и оплаты ЖКХ) к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг (ответственный Росстат);
  • соотношение среднедушевых расходов населения на оплату ЖКХ к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг (ответственный Росстат);
  • объем инвестиций в основной капитал (кроме средств федерального бюджета и инвестиций в добывающие отрасли) на душу населения (ответственный Росстат);
  • коэффициент доступности жилья (количество лет, необходимых семье, состоящей из трех человек, для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра с учетом среднего годового совокупного денежного дохода семьи) (ответственный Минстрой);
  • количество дней с нарушением снабжения водой, тепловой и электрической энергией (ответственный Минстрой);
  • доля утилизированных твердых коммунальных отходов от общего объема этих отходов (ответственный Росприроднадзор);
  • доля нормативно очищенных сточных вод от общего объема (ответственный Росводресурсы);
  • плотность сети автомобильных дорог общего пользования (ответственный Минтранс);
  • оценка качества оказания услуг организациями социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей) (ответственный Минтруд).

Фото: ТАСС.

Примечательны два факта: сам набор этих новых девяти критериев и то, что по ним предполагается опросить население.

Прежние оценки эффективности глав регионов оставались в большей степени инструментом для кадровых решений наверху, нежели для выяснения настроений масс. Новые критерии касаются конкретных проблем и могут дать (если имеется реальная цель получить) истинную картину социально-экономического состояния того или иного региона. Важный вопрос – что с ней дальше будут делать.

С  КОРЗИНАМИ  – НА  ВЕСЫ  ДОВЕРИЯ

Как записано в постановлении правительства, «объем обязательных платежей за ЖКУ для населения рассчитывается в соответствии с методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными Федеральной службой государственной статистики».

По-прежнему наблюдается процесс расчета этих самых обязательных платежей по типу средневекового оброка. Государство исходит в расчетах не из себестоимости услуг, а заглядывая в карман населению: сколько у него там есть, и на сколько можно его «ошкурить». В потребительскую корзину (согласно документу правительства) включены 83 (а не 156, как пишут в разных источниках) вида товаров и услуг (30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг).

Фото: ppt-online.org.

Напомним, что “минимальная потребительская корзина” в России принципиально отличается от понимания “минимальной потребительской корзины” в развитых странах. В РФ – это набор для выживания, где нет даже мобильной связи и интернета, в других странах – набор для достойной жизни. В английской корзине – 700 наименований (включено, например, посещение ресторанов, театров, футбола, бассейна, расходы на ремонт жилья и автомобиля и пр.), во французской – 500 (учитывается корм для домашних животных, расходы на салоны красоты, такси и т. д.), в германской – 750 наименований.

Если на фоне роста инфляции и падения доходов населения опрос про соотношение доходов к стоимости потребительской корзины будет проведен среди граждан полноценно, то губернаторам, и в том числе губернатору Нижегородской области, придется сильно постараться, чтобы заверить население, что тратить на еду, налоги и ЖКУ 100% ежемесячного дохода – это нормально. Некоторые чиновники, как известно, уже лишились кресла за высказывания о возможности отлично питаться на 3500 рублей в месяц.

Заметим, губернатор Глеб Никитин, еще в статусе вр.и.о. заявил: “Наша главная цель – повышение материального благосостояния каждого жителя, улучшение качества жизни нижегородцев, равный доступ к услугам и сервисам за счет использования современных технологий”. Правда, его отчет за проделанную работу, любезно и с красивыми иллюстрациями опубликованный в одном федеральном издании, содержит больше заслуг, связанных с чемпионатом мира по футболу и его инфраструктурой. Конечно, нижегородцы рады падению синего забора на набережной,  новой ветке метро и стадиону, но вопросы “холодильника” они будут ставить перед главой все острее. Между тем, губернатору придется принимать (хоть, в основном, и не зависящие от него) непопулярные решения.

Городская Дума Нижнего Новгорода на минувшей неделе обратилась к главе региона с инициативой об увеличении предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги. На заседании Гордумы 21 ноября депутаты большинством голосов проголосовали за поднятие тарифов на водоснабжение и водоотведение. Предлагаемые депутатами индексы могут превысить уже установленное на 2019 год повышение.

Дума обосновывает увеличение тарифов необходимостью инвестиционных программ для АО “Теплоэнерго” и ОАО “Нижегородский Водоканал”. Износ сетей, как уверяют депутаты, составляет 84%. Как сообщали СМИ, предельный индекс для “Водоканала” составит в этом случае 9,7% вместо 4%. Позиция депутатов горДумы поддержана и мэром Нижнего Владимиром Пановым.

Теперь губернатору предстоит непростое решение – согласиться на дополнительный рост тарифов (к общефедеральному), понимая, что “пятерку” от населения он уже не сможет получить. А там и гранты от правительства в 2021-м пройдут мимо…

Добавим сюда и общефедеральное повышение тарифов за ЖКУ. В 2019 году правительство РФ решили разделить его на два этапа. Якобы чтобы облегчить нагрузку на население. В январе повысят тарифы на 1,7%, в июле 2,4%. Оперируя этими цифрами, правительство заявляет, что повышение произойдет на 4,1%, “скромно” умалчивая, что второе повышение будет сделано на 2,4 % от уровня, когда уже будут подняты тарифы на 1,7. Таким образом, общее повышение к 2018 году составит в июле не 4,1, а 5,8. Все прогнозы аналитиков и политологов на трудную и непредсказуемую политическую осень 2019 рискуют сбыться.

Надо полагать, что молодому технократу из двух столиц Глебу Никитину никто легкой жизни, напутствуя в Нижегородскую провинцию, и не обещал.

ДОВЕРЯЙ,  НО  ПОМЕНЯЙ…

Но обещания, заверения и PR еще никто не отменял, и они таки имеют вес. Как было сказано выше, Глеб Сергеевич четко заявил о том, что главное для него – повышение материального благосостояния каждого жителя. И что еще существеннее (и ответственнее), бюджет 2019 года, по заявлению самого главы региона, останется социально ориентированным – на соцсферу будет направлено порядка 67% всех расходов.

“В тройке лидеров по финансированию – программа “Развитие образования”, на которую в 2019 году будет направлено почти 37,5 миллиардов рублей,  а также программы “Социальная поддержка граждан” и “Развитие здравоохранения», на реализацию которых выделяется 30 и 25 миллиардов рублей соответственно”, – прокомментировал губернатор.

Согласно официальной информации из белого дома нижегородского кремля, бюджет 2019 и 2020 годов планируется бездефицитным.

Кроме того Никитин добавил, что со следующего года помощь муниципалитетам будет увеличена почти в 1,5 раза. Очевидно, для полной подконтрольности этих средств новым главой была предпринята  масштабная кадровая перестановка в муниципалитетах области, многими расцененная как довольно грубое вмешательство в право МСУ на самостоятельность.

Поезда здоровья. Фото с сайта правительства Нижегородской области.

В социальной сфере за 2 года по инициативе Никитина можно отметить организованные в рамках проекта “Доступная медицина” масштабные выездные медицинские обследования – “поезда здоровья”. Мобильные диагностические лаборатории объехали 131 населенный пункт в 49 районах области, прежде всего, отдаленных, с 15 июня по 31 августа. Обследование смогли пройти свыше 50 тысяч человек.

Стоит отметить и внедрение по инициативе губернатора проекта “Бережливая поликлиника”, несмотря на то, что в федеральный пилотный проект Нижегородская область не попала. Впрочем, впечатления от этого проекта “смазывают” посты в социальных сетях с фотографиями очередей в тех же поликлиниках.

ИНВЕСТИЦИИ  НЕ  ПО  ТРАДИЦИИ

Глава региона, комментируя бюджет, отметил также, что в регионе “наблюдается оживление инвестиционной активности: объем инвестиций организаций в основной капитал за полгода вырос почти на 14%, а промышленное производство в январе-июле увеличилось на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года”.

Чтобы повысить инвестиционную привлекательность по инициативе нового губернатора  была создана “Корпорация развития Нижегородской области”. Структура, как говорят в кремле, начала работать с мая 2018 года. Организация с туманным названием должна будет реализовывать стратегию развития Нижегородской области до 2035 года, осуществлять поиск и привлечение инвесторов, сопровождать проекты по принципу “одного окна” и их участие в федеральных программах.

Следящие за политической жизнью отметили, что в заслугу новому губернатору можно поставить устранение такого негативно зарекомендовавшего себя органа как инвестсовет при губернаторе Шанцеве: этакий смотр невест при боярском дворе. На смену ему Никитин создал совет по земельным и имущественным отношениям.

Новый глава региона прогнозирует “существенный, примерно на 10%, прирост инвестиционной активности в 2019-2021 годах”.

Если это скажется на благосостоянии граждан области, то, вероятно, они это учтут в ходе опроса об эффективности региональной власти.

В  МУСОРЕ  ПРИДЕТСЯ  ПОКОПАТЬСЯ 

К такой теме как экология (мусор и водоочистка) новый глава Нижегородской области обратился уже в самом начале руководства областью. В числе приоритетных была озвучена задача ликвидации накопленного экологического ущерба в Дзержинске.

И здесь, с одной стороны, в 2017 году была начата наконец-то с помощью федеральных средств ликвидация крупнейшего в мире (!) хранилища химических отходов, прозванного в народе “черная дыра”, шламонакопителя, прозванного «белое море», а также закрытие и рекультивация полигона твердых бытовых отходов “Игумново”.

На работы по ликвидации было выделено 3,3 млрд. рублей. Всего предполагается 7 млрд. Важно, что региональная власть в этом плане – первопроходчик, ибо, как отметил председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области  по экологии и природопользованию Владислав Атмахов, опыта консервации и рекультивации таких объектов в мире практически нет.

 

“Черная дыра”. Фото: САЙТ “Дзержинск без формата”.

Но с другой стороны, возможно по причине первопроходства в этом вопросе, региональная власть оказалась должна по суду вернуть 50 млн федеральному казначейству. Оно обвинило региональное министерство экологии в невыполнении показателей результативности работ по ликвидации экоущерба в 2017 году по всем трем объектам. Апелляцию нижегородской власти к заведомой невыполнимости условий суд отклонил.

50 млн – деньги существенные, однако важнее, как будут потрачены остальные 6 млрд 950 млн.  И дзержинцы будут первыми, кто оценит по достоинству или осудит губернатора и правительство по шкале “борьба за экологию”.

Но в отдельный вопрос в этой теме вынесен мусор. А тут проблем еще больше, включая закоснелые схемы с коррупционными механизмами, обещания инвесторов по строительству заводов по переработке, а на деле – более 1,3 тысяч выявленных несанкционированных свалок, в том числе опасных химических отходов и так далее.

Можно сказать, что федеральная власть, решив включить этот очень проблемный пласт в оценку работы региональных органов, демонстрирует реальный интерес к настоящей картине жизни в стране, а также интерес к истинному размаху коррупции в этой сфере. Куда направлен отдельный федеральный интерес в этой сфере – другой вопрос, пока неясный.

ПЛАНОВ  ГРОМАДЬЁ

Но, как уже говорилось, в начале руководства областью Глебом Никитиным наиболее громкое звучание получили проекты федерального уровня, связанные с подготовкой и проведением ЧМ мира по футболу. Начатые не им и выполненные далеко не безупречно, они, так или иначе, пошли ему в зачет. “Косяки” авральных строек остались нижегородцам, но болельщики, команды и гости уехали довольные.

Главным же локальным достижением нового губернатора было разрешение застарелых противоречий и конфликтов внутри региональных элит. Эти проблемы мешали продуктивной работе по управлению городским хозяйством и уродовали город затяжным дележом территорий и заборами.

А все остальное – больше из сферы глобального умозрительного прожектерства и создания структур с неопределенными функциями. К примеру, уже упомянутая “Корпорация развития”, или создание некоей “Нижегородской агломерации”, куда вошли бы с целью экономического, транспортного и туристического объединения Нижний Новгород, Дзержинск, Кстовский и Богородский районы, или “Институт развития городской среды” (пока его работа по проектированию городских пространств вызывает вопросы). А также разные сайты и мобильные приложения “Мой Нижний” (здесь оставляешь заявки для коммунальщиков, но выполняются они не быстрее, чем по звонку в колл-центр), “Антиснег” (по сути, гражданская инициатива, существующая уже не первый год), поиск места для резидентов Сколково с не обозначенной выгодой от них для региона и прочее.

Так  же шапкозакидательски прозвучал в июне приказ-призыв Никитина к чиновникам – поднять Нижегородскую область в инвестиционном рейтинге с 70 места на 20-е. При одном из самых высоких тарифов на энергоносители и услуги, при плохих дорогах и неразвитой логистике проще сделать это танцами с бубнами…

Ну, а про грандиозные заявки на детский наукоград с парком чудес “Кванториум”, горнолыжный комплекс на Гребном канале, центр автомотоспорта и… совсем уж Нью-Васюки – “Аэротрополис” (гигантский чудо-город у аэропорта) и говорить не стоит.

Фото: domostroynn.ru.

И еще добавим о большом красивом документе “Стратегия развития”. Как бы ни ставил новый глава региона в заслугу себе и новой команде, что это-де документ на целых 15 лет, электоральная задача данного документа была слишком явной. Избирателям в Единый день голосования предлагали проголосовать за “стратегию хорошей жизни” + губернатор (голосование “за все хорошее против всего плохого”).

Может быть, красиво звучащие структуры, организации и сайты не так уж абстрактны и стали бы полезны с управленческой точки зрения, но у жителей есть абсолютно конкретные и беспардонно земные проблемы здесь и сейчас (еда и работа, кров над головой, безопасность детей и собственная). Население будет интересоваться не будущим, которое где-то там, на 15-летнем горизонте событий, и даже не ВВП на душу населения, а вывозом мусора, отвратительными дорогами (не дай бог, люди перед федеральным опросом съездят в Казань, например), ремонтом больниц, питанием в школах, растущей безработицей, взятками госслужащих и полицейских, поборами управляющих компаний, аварийными крышами и домами, уровнем транспортного налога, тарифами на воду и электроэнергию, освещенностью городских, сельских, деревенских улиц, доступностью городской среды для инвалидов и многим другим. Простым, понятным и действительно базовым.

Депутат Государственной думы, экс-кандидат в губернаторы Нижегородской области Александр Курдюмов:

Александр Курдюмов. Фото с сайта “Госдума РФ”.

“Список может быть большой. До бесконечности. Сколько предприятий работает, сколько безработных, сколько дорог построено, сколько детсадов, больниц, школ в селах открыто, работа по вывозу мусора, и, вообще, работа по тарифам. Если по этим пунктам оценивать, то показатели будут у всех глав в России слабые.

Я провел выходные в районах. Я скажу, что все не очень хорошо, я бы даже сказал, что очень все плохо. Позитив идет только от чиновников. Цены растут, дороги лучше не стали, жалоб на транспорт много.

А Чемпионат – его вся страна провела. Тема федеральная и работа федеральная…

Реальную оценку должны дать избиратели. Я бы вел бы диалог с населением. У каждого свои методы, но я бы на месте губернатора ездил больше по районам и в Москву за деньгами. Команду бы собрал из нижегородцев по большей части.

Орловой (экс-губернатор Владимирской области Светлана Орлова – Прим. редакции) дал народ оценку. В Хабаровске дали оценку. В Хакассии дали. И административный ресурс ничего сделать не смог.

Самое главное – народ в нашей области инертный, он не ходит на выборы и не интересуется политикой, занят своими делами и очень плохо представляет, что от его выбора зависит будущее и детей, и внуков”.

А  ЗЕРКАЛО  МОЖЕТ  БЫТЬ  КРИВЫМ…

Попытка федерального центра оценить реальные проблемы провинций может показать катастрофическое расхождение с уже сложившимися мифами. Если, конечно, есть задача реальной оценки положения дел. Возможно, и такая задача – сама по себе фикция, ибо за слишком многие пункты опроса ответственным назначен Росстат – структура, работа которой давно вызывает усмешку экспертов-политологов. Или задача реальная, но именно исполнители могут превратить ее в фикцию.

Политолог, профессор НИУ РАНХиГС Андрей Дахин:

Андрей Дахин. Фото “Нижний сейчас”

“Система мониторинга результативности работы региональных и муниципальных властей продолжает совершенствоваться. Эта система ориентирована на централизованный механизм федеративного устройства, где федеральный центр хочет иметь собственную картину достижений и провалов.

Перечень новых показателей свидетельствует о том, что в приоритеты попадают новые и новые стороны региональной жизни: тема доступности жилья, тема твердых бытовых отходов, возможности личностной самореализации жителей (показатель “Оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей”), качество услуг в социальной сфере и другие. Все показатели важные.

Вероятно, в первом приближении они дадут федеральному центру “картинку” о состоянии дел. Однако проблемы могут появиться в связи с тем, что умельцы “накручивать” показатели – в России не перевелись.

Работа на повышение конкретных показателей не есть работа на повышение качества жизни в регионе. Например, показатель по плотности сети автомобильных дорог общего пользования рассчитывается на основании данных длины дорог. В жизни может получиться так: начнут строит не те дороги, что нужны населению, а те, что длиннее. Методика  расчета показателя “Оценка населением условий для самореализации, в том числе для самореализации детей” должна базироваться на опросах респондентов, которые должны оценить эти условия (“условия для самореализации” – это совокупность внешних факторов, необходимых для реализации индивидуального потенциала).

Оценка сильно зависит от грамотного построения социологического исследования. Сложившиеся практики проведения таких опросов в интересах госструктур, обычно реализуются в наиболее дешевых форматах. И, как все дешевое, не отличаются высоким качеством. В группе показателей, опирающихся на мнения респондентов, слабое место в том, что “наукоемкость” заказываемых госструктурами опросов остается низкой, их финансирование не является приоритетным, а потому получаемые данные имеют невысокое качество.

Для преодоления слабых мест таких методик было бы полезно выведение самих методик, процедур и результатов мониторинга в публичное экспертное пространство, полезна организация обсуждения проблемных вопросов, подключение к этому Общественных советов при соответствующих министерствах региональных правительств, региональных и городских Общественных палат.

В Нижегородской области есть опыт публичного обсуждения стратегии развития области, который можно было бы использовать и для максимально продуктивного внедрения новых индикаторов регионального качества жизни”.

ГОРОД  И  РЕГИОН  – ОСОБЕННЫЕ

Но, пожалуй, один из локальных, чисто нижегородских, и собственно никитинских результатов – стоит отметить. Это реальные решения в части сохранения исторической среды. Многолетняя проблема сохранения и реконструкции уникального памятника – усадьбы Приклонских-Рукавишниковых – сдвинулась с места, усадьба возращена государству. Последние несколько лет она находилась в собственности Нижегородской метрополии по странным обоснованиям. За это время епархия не приступила к реставрации из-за отсутствия инвестора. Наконец в 2018 году по инициативе Глеба Никитина комплекс вернули государству. Однако завис вопрос о собственности, и противоаварийные работы никак не начнутся.

То удручающими, то обнадеживающими вестями делятся градозащитники о другом болевом объекте – памятнике природы Копосовская дубрава. Есть надежда, что сначала подписавший разрешение о стройке Никитин все же готов решать вопрос о сохранении дубравы.

Встреча членов правительства региона с представителями общественности по вопросу строительства ледовой арены. Фото с сайта правительства Нижегородской области.

На днях активная общественность выразила в интернете явный протест против строительства ледового дворца на “Стрелке”, где уже сеть стадион на 43 тысячи мест. Идеи развития общественного культурного концептуального пространства, места связи истории города и Волги, этим проектом перечеркиваются. В этом месте пока региональная власть не слышит общественность, уподобляясь нахрапистому принципу прежней.

Остается и потенциальная возможность для позитивной оценки губернатору и в случае с переименованием аэропорта. О нелепости и неуместности этой затеи высказываются жители по всей стране. Тем более, что можно не идти “заводилой”, а просто последовать примеру губернатора Прикамья, отказавшегося переименовывать аэропорт Перми.

Итак, губернаторам, в том числе Глебу Никитину, придется работать, не покладая рук, чтобы получить”пятерку” или хотя бы “четверку” от жителей. По каждому региону Минэкономразвития ежегодно до 1 октября будет представлять в правительство проект доклада президенту о фактически достигнутых показателях эффективности органов исполнительной власти регионов за предыдущий год.

Смогут ли руководители регионов спуститься с небес построения приятных грандиозных планов на землю, где преобладают неприятные проблемы и заботы рядовых жителей? Увидеть не массы, не население, а людей: семьи полные и неполные, людей работающих и потерявших работу, больных, инвалидов, пенсионеров, детей, подростков, студентов, матерей-одиночек, тех, кто потерял дом или был обманут в мечтах о нем, рабочих, фермеров, мелких клерков, предпринимателей, ученых, уставших хирургов, замученных врачей на старых “скорых”,  сбившихся с ног участковых,  жителей окраин, соседствующих с алкоголиками и прочих? Любить их трудно, но хотя бы понимать можно, если есть хоть толика на то желания.

А общаться с нижегородцами чаще не только полезно, но и приятно. Ведь по итогам конкурсов “Краса России” чаще всего корону мисс и вице-мисс присуждали девушкам из Москвы и Нижнего Новгорода.

ЦИФРЫ

Согласно данным РИА рейтинг, опубликованным в мае, Нижегородская область заняла 18 место в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 года, набрав 53,9 баллов. Это хуже на 2 пункта, чем в 2016-м году и на три  хуже, чем в 2015-м.
В Приволжском федеральном округе Нижегородскую область обошли Республика Татарстан (4 место, 67,5 балла), Республика Башкортостан (8 место, 57,6 балла), Самарская область (12 место, 57,3 балла), Пермский край (14 место, 55,3 балла).

Более низкие рейтинги, чем у Нижегородского региона, у Оренбургской области (33 место, 46,9 балла), Удмуртской Республики (35 место, 46,7 балла), Саратовской области (38 место, 45,8 балла), Ульяновской области (49 место, 40,4 балла), Кировской области (53 место, 39,7 балла), Пензенской области (57 место, 38,6 балла), Чувашской Республики (58 место, 38 баллов), Республики Марий Эл (64 место, 31 балл), Республики Мордовия (67 место, 29,6 балла).

Нижегородстат:

В январе – сентябре 2018 года в Нижегородской области:

родилось 24075 человек,

умерло 36562 человек.

Естественная убыль 12487 человек (в 2017 году – 9854).

Родилось на 34,15% меньше, чем умерло.

Добавить комментарий